Задели за живое рассуждения
ya_exidna, живущей в Турции и наблюдающей турецкую жизнь изнутри, в которых
сравнивается турецкое и российское общество. С её точки зрения, положительной чертой турецкого общества, по сравнению с российским, является его антиэгалитарность, когда человек без образования, упрощённо говоря, на автомате "берёт под козырёк" перед человеком, у которого такое образование есть. Такое неравенство, по мнению автора, во многом стимулирует развитие Турции, где грузчик, переносящий книги, едва ли посмеет сказать их обладателю, что задолбался это барахло переносить.
Во многом я с автором рассуждений согласен, но не во всём. По моему нескромному мнению, в России уравниловкой и не пахнет, и общество наше очень иерархично. Но автор прав в том, что
в России уровень образования играет далеко не главную роль в уровне уважения к человеку. Причин тут много, но вот навскидку две наиболее очевидных: а) последние лет восемьдесят высшее образование, по крайней мере формально, общедоступно; б) за последние лет двадцать уровень высшего образования резко снизился за счёт того, что множество бывших курсов повышения квалификации и даже ПТУ переквалифицировались в «университеты». Таким образом, куда ни плюнь - попадёшь в гордого обладателя диплома о высшем.
Есть смысл вспомнить, что толкнуло большевиков обеспечить общедоступность образования вместе с рядом подобных мер - бесплатной медициной, бесплатными детскими садами и т.п. Бесплатность чего-либо обычно вызывается настоятельной потребностью всучить это бесплатное. Например, купоны со скидками или рекламные флаеры раздаются бесплатно, но ведь цель - не в том, чтобы выкинуть деньги на их печать, цель - заманить покупателя. В нашей стране массовость и бесплатность много чего была связана с военизированностью нашей экономики. Непосредственным толчком к большевистским реформам стало поражение сначала от Японии, а затем - куда более ощутимое - в 1-й мировой войне - в отличие от своих союзников, Россия эту войну не выдержала. Большевистские лидеры, почти все проведшие в Европе всю свою молодость, прекрасно понимали, что очередное столкновение с более продвинутой Европой, неважно когда оно случится, может оказаться для России фатальным, если срочно не принять меры. Пётр Первый завалил Карла трупами, Кутузов измотал Наполеона русскими просторами, после Крымской войны добивать Россию было союзникам не с руки. Но везуха явно закончилась ещё в 19 веке. Победная для России война на Балканах, за которую Александр Второй стал Царём-освободителем, обошлась бюджету в кругленькую сумму и серьёзно подорвала экономику страны. А ведь противником была «всего лишь» обанкротившаяся (в буквальном смысле этого слова) Османская империя, а не европейская супердержава. Поэтому Александр II, задолго до большевиков, взялся за общедоступное образование - а его сын, напротив, стал это дело сворачивать и выгонять из гимназий "кухаркиных детей", поскольку трудно было не заметить, что доступность образования влечёт за собой обесценивание дворянских титулов и званий.
Насаждение ликбеза, ФЗУ и рабфаков было одним из факторов, которые помогли выиграть войну, хотя оно и не помогло достичь того же уровня образования, что в Германии (да и невозможно это сделать за полтора десятка лет). В гитлеровской Германии, к слову, образование тоже было массовым, в немецких университетах учились даже жители оккупированных территорий (нео-власовцы и нео-мельниковцы наверняка прослезятся). Но, с другой стороны, массовое насаждение образования - сам по себе процесс не менее затратный, чем бесплатная медицина. Массовость высшего образования окупает себя только в виде крупных военных трофеев или побед на экономическом фронте. Новая крупная война СССР уже была не по зубам (что показал Афганистан), а что касается экономических "побед", то многие из нас ещё помнят, как борьба с алкоголизмом вызвала дефицит сахара, за сахаром - других продуктов, вместо которых появились сначала талоны, потом карточки покупателя, потом купоны, которые вскоре стали деньгами независимых государств.
Возвращаясь к Сталину: понимая необходимость массовости высшего образования, он всё же не был эгалитаристом, даже напротив - к концу жизни воспроизвёл все мыслимые атрибуты царской России, вплоть до копирования школьной формы с гимназической и ввода званий и мундиров с погонами для всех профессий. Недавно в ЖЖ мне даже
попалась история (без ссылки на источник, правда) о том, как после войны на вокзале офицера привлекли к дисциплинарной ответственности за то, что чемодан нёс сам, а не носильщика заказал.