Совок и пост-совок

Jul 03, 2009 11:43


На "совок" сейчас модно валить многие проблемы - бытовую неустроенность современных россиян, грубость милиции, взяточничество и т.п. Мне кажется, зря, поскольку "совковые" стереотипы поведения - это всего лишь крестьянские традиции поведения дореволюционной России, которые в начале 20 века были механически перенесены в растущие города, где городские традиции ещё не сложились. Именно это несоответствие и было топливом и революции, и последующих репрессий, которые выдохлись лишь полвека спустя.

Очень похожий механизм работал в Северной Корее - с той лишь разницей, что там городская культура была на порядок слабее. Кореист А. Ланьков писал, что, фигурально выражаясь, в середине 1950 годов все северокорейские интеллигенты знали друг друга и собирались на рождественской ёлке у писателя Хан Серя. Это было весьма важной причиной постепенного отставания КНДР от Южной Кореи, где городские традиции всё-таки были намного давнее и крепче - куда более важной, чем выбор в КНДР социалистического, а в Южной Корее - капиталистического пути развития. Ведь капитализм вовсе не всегда оказывается прогрессивен - в тех азиатских странах, где под него ещё не успели создать подходящей инфраструктуры (например, в Южном Вьетнаме, Камбодже, Лаосе), он рухнул, похоронив под собой немало местных жителей. К сожалению, я потерял ссылку на эту довольно любопытную заметку Ланькова, интересующимся историей КНДР стоит поискать здесь:

http://tttkkk.livejournal.com/

Современные традиции российского преступного мира тоже имеют немало общего с дореволюционным крестьянским поведением.

К слову, никто не обращал внимания, что в русской литературе 19 века крестьянских писателей не было, о крестьянском быте писали мало и в основном глазами сторонних, хотя и сочувствующих, наблюдателей - Некрасова, Тургенева? То ли дело, например, украинская литература 19 - начала 20 века, посвящённая преимущественно крестьянам. Если бы Чернышевский и Добролюбов умели читать по-украински, то увидели бы в ней все ужасы будущей революции. Но Чернышевский и Добролюбов по-украински не читали, даром что одно время близко общались с Шевченко.

Лучшие, на мой взгляд, произведения украинской социальной прозы отражают не только трагедию разрушения крестьянского уклада; периодически пробиваются мотивы категорического нежелания мириться с этим, желания отомстить "слишком хитрым", будь то господа, чиновники, евреи, горожане, "москали" или кто там ещё.

Ну и в качестве постскриптума - о красивом пост-совке:

http://yakobinets.livejournal.com/10753.html

СССР, менталитет, украина, революция, ностальгия, крестьяне, художественная литература

Previous post Next post
Up