Завершая тему египетского монашества, хочу ещё добавить, что Лурье ищет в нём иудеохристианство - то есть, христианство, не разрывающее с ветхим заветом (в отличие от апостола Павла). Подробно на эту тему Лурье рассуждает в своей книге "Призвание Авраама", утверждая, что идеологи египетского монашества считали себя продолжателями ветхозаветной (но
(
Read more... )
Я сильно не задумывался, но меня удивляло то, что египетское монашество, поначалу давшее величайших святых, потом сползло к монофизитству. Вполне вероятно, что дело тут в отклонении от правоверия ещё до того, как возник конкретный спор.
Reply
Мы смотрим на египетское монашество "европейскими глазами" св. Иоанна Кассиана и других. Возможно, это был лишь островок с греко-римским влиянием. А основная масса не любила не только Оригена и его последователей, но и александрийских архиепископов, пытавшихся отвлечь их от заблуждений. Авву Серапиона убедил оставить антропоморфизм учёный диакон, приехавший из Каппадокии - то есть, иностранец. Постепенно александрийские архиепископы попали под влияние агрессивных монахов, и получилось монофизитство, намного более радикальное по сравнению с умеренным сирийским (Севир Антиохийский).
Reply
Начало - это Антоний Великий, и именно его труды открывают Добротолюбие. Потом Макарий, перебравшийся к северу Египта. Вряд ли у них есть зачатки чего-либо кривого, это ведь самая "классика монашества". Агрессивные монахи - это уже позже.
Reply
Преп. Антоний и преп. Макарий просто не занимались такими вопросами как образ Божий и обрезание. Вероятно, в монашеской среде недостаток философских знаний компенсировался отличным знанием Писания. Но читать Писание без богословской подготовки опасно, там можно увидеть и учение об образе Божием, и об обрезании, и сделать из прочитанного неправильные выводы. Привычное нам святоотеческое богословие изначально опиралось на "неоплатонические" интуиции, характерные для греко-римского мира, это предохраняло от грубых ересей.
Reply
За монашеской практикой не может не стоять некая философия. Думаю, что у Великих идея молиться подобно антропоморфитам тоже вызвала бы только отторжение.
Reply
Википедия пишет, что св. Антоний был скорее "оригенистом", то есть, принадлежал к противоположному антропоморфитам направлению: "К середине IV века христианские богословы разделились на почитателей и противников сочинений Оригена. На этой почве в монашеской среде возник конфликт двух типов духовности. Один из них, условно называемый «православным оригенизмом», исследователи обнаруживают уже в посланиях святого Антония (ум. в 356 году). Его разделяли многие известные подвижники, а самым ярким представителем считается богослов Евагрий Понтийский".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80#%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5_IV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Reply
Тогда понятно, что симпатий к антропоморфитам быть не могло. При этом "православный оригенизм" у св.Антония вполне может быть не уклоном влево или вправо, а самим православием.
Reply
Leave a comment