Jan 06, 2025 11:15
Завершая тему египетского монашества, хочу ещё добавить, что Лурье ищет в нём иудеохристианство - то есть, христианство, не разрывающее с ветхим заветом (в отличие от апостола Павла). Подробно на эту тему Лурье рассуждает в своей книге "Призвание Авраама", утверждая, что идеологи египетского монашества считали себя продолжателями ветхозаветной (но не фарисейской) традиции. В своём скандальном интервью, где он утверждает, что обрезание в Церкви не отменено, Лурье прямо ссылается на египетских христиан: "А обрезание всюду происходило. Когда об отмене обрезания для обращающихся в христианство из язычников написали в Деяниях апостолов, что об этом подумали христиане Египта или Эфиопии? Они что, перестали обрезываться? Да нет, они до сих пор обрезываются. Они считают, что это их важнейший долг по Ветхому Завету. Думать, что в христианстве прекратилось обрезание - это какой-то нелепый европоцентризм. Понятно, конечно, что европейские варвары не обрезывались…" Не знаю, насколько прав в этом Лурье, но это подтверждает мысль, что в массе египетских христиан (не в Александрии) было сильное противление привычной нам "греко-римской" версии христианства. Но чтобы втолкнуть египетское иудеохристианство в современное православие, нужна толерантность к монофизитству, потому что халкидонский собор в Египте не приняли (если не считать Александрию, в которой шла борьба).