Борьба с пелагианством в западнохристианской традиции

Jul 31, 2024 20:22

Насколько я понимаю, борьба с пелагианством в западноевропейской христианской традиции в разные времена имела разный смысл:

1. Ранний период. Борьба с пелагианством - это борьба не с аскетикой вообще, но с определённым пониманием аскетики, основанном на юридическом понимании божественного закона: как правитель даёт законы подданным и судит по ним, так Бог устанавливает законы для людей, и человек своими силами делает выбор между следованием законам и нарушением их - при таком подходе игнорируется божественная благодать, освящающая человека и делающая его послушным Богу. Такую борьбу с пелагианством я считаю прпавильной.

2. Средневековье. Борьба с пелагианством - это борьба с аскетикой, с самой идеей спастись соблюдением заповедей. Считается, что спасает только благодать таинств (в частности, отпущение грехов при покупке индульгенций, при участии в крестовых походах и т. д.) Такую борьбу с пелагианством я считаю неправильной.

3. Новое время. Появление индивидуальной аскетики как результат неудовлетворённости обычной церковной жизнью (т. н. квиетизм (quies, quietus - покой)). Надежда получить отпущение грехов через пожертвования воспринимается как попытка спастись делами (то есть, пелагианство). Вместо этого предлагается аскетика, основанная на молчании перед Богом, смирении перед Ним, стремлении "услышать" спасающее промышление Бога и не мешать благодати действовать. Такую борьбу с пелагианством я считаю условно правильной.
Previous post Next post
Up