Jun 01, 2024 12:26
Протестантское богословие привлекло внимание к жизни древней Церкви, опираясь на свидетельства текстов Нового завета. В древней Церкви крещение чётко разделяет жизнь человека на "до" и "после". В крещении человек образно умирает со Христом и воскресает для вечной жизни. Человек таким образом получает освящение, но при этом подразумевается, что он более не должен грешить (имеются в виду такие грехи как отречение от веры и тяжкие плотские грехи). В древней Церкви некоторые даже ставили под сомнение право Церкви принимать в общение покаявшихся после тяжких грехов. Их мнение принято не было, но кающихся принимали с наложением многолетней епитимии (отлучения от евхаристического причащения). Стало считаться, что таинство покаяния (исповедь) - это как бы новое крещение, смывающее новые грехи. Но постепенно и эти епитимии стали существенно смягчать. У римокатоликов развилось мнение, что грехи могут быть компенсированы добрыми делами (например, пожертвованиями) за счёт сверхдолжных заслуг святых. То есть, представление о личном завете с Богом было заменено "церковностью". Это вполне логичное развитие мысли, но при сравнении с раннехристианской практикой оно ужасает. Некоторые говорят, что протестантские рассуждения приводят к недостаточному уважению к таинствам. Но, по-моему, наоборот - у нас потеряно должное уважение к таинству крещения.