Монотеизм арифметический и не очень

May 25, 2018 16:12


Продолжение темы, инициированной pretre_philippe
В прошлый раз мы пытались развивать следующий тезис: то, что  монотеизм лучше, чем политеизм, равносильно тому, что  это «моно», единство Бога -  не цифра, не количественная единица, а качественная характеристика. Иначе непонятно, зачем отдавать единобожию предпочтение.  Опираясь на Тиллиха и Бибихина, мы пришли к ( Read more... )

Leave a comment

areksi May 26 2018, 17:42:44 UTC
Мне "авраамический монотеизм" представляется диким анахронизмом. Никакого "строгого монотеизма" в Ветхом Завете нет, там постепенная эволюция довольно типичного для тех мест политеизма ("ушедший на покой" Бог Богов, и данные каждому народу парочки местных Богов) от простого племенного Яхве с супругой, к его узурпации места Творца -
Бога Богов (Эль-эльона), но совсем нет взгляда что других Богов нет как таковых. Есть конечно, и много, просто вот у нас свой - и предельно ревнивый, не в пример прочим. Те допускают почитание кого-то кроме себя, а этот нет, и завет с ним (договор о взаимопомощи) это фиксирует. В Писании куча мест отражающих этот именно вынужденные как-бы "монотеизм" на фоне очевидного политеизма. "Авраамический монотеизм" это продукт знакомства с греческой философией, с платонизмом и потом с неоплатонизмом, которые собственно и дали натуральный философский монотеизм, который далее воспринимается как христианами, так и иудеями и исключает всех прочих "богов", и Яхве занимает место Единого...
Впрочем, споры библеистов продолжаются и довольно занимательны - например http://religionatthemargins.com/2011/07/the-most-heiser-yahweh-and-elyon-in-psalm-82-and-deuteronomy-32/

Reply

dmatveev May 29 2018, 12:02:05 UTC

Согласен в самом общем: история становления "авраамического" монотеизма наверняка очень сложна. Но в данной теме важно само то, что он существует как идея и маркер самоидентификации.

Reply

areksi May 29 2018, 19:39:23 UTC
Вероятно, плодотворным для дальнейшего развития цивилизации на его основе стала дихотомия и "напряжение" идей имманентного и одновременно трансцендентного Бога, которая была заложена в ВЗ уже давно, при синтезе мифологий. Далее синтез с греческой философией (и до того, вероятно, с дуализмом Персии) и его три плода - христианство, раввинический иудаизм и ислам ("иудаизм для всех")...

Reply

dmatveev May 31 2018, 11:24:26 UTC

Парадокс имманетности и трансцендентности Бога - да, именно этот разговор мне нравится больше всего.

Reply


Leave a comment

Up