Накануне главных майских праздников в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась очередная выставка «одного шедевра», на этот раз речь пойдет про шедевр саксонского ювелира.
Вас много, а шедевр - один
Это первый публичный показ произведения, которое долгое время считалось утраченным. Его автор - знаменитый саксонский ювелир Иоганн-Христиан Нойбер - прославил Саксонию своим мастерством. Настолько, что его творение являлось весомым подарком для главы огромной империи.
Сам «шедевр» - это маленькая часть крупной заварухи небольших государств большой Европы. Но тут - по порядку.
В XVIII веке в нарезанных как лоскутное одеяло землях Центральной Европы возникло очередное противостояние монархов. Причиной тому стала безнаследная смерть короля Баварии, чьи земли в равной степени оставались ничьими. Но каждая из сторон - Австрия, Саксония и Пруссия - хотела присоединить безвластное королевство, чтобы упрочить свои позиции в регионе. Битва, - хотя, скорее нерешительное противостояние - за «Баварское наследство» продолжалось без малого год; получило название «Картофельная война» (так как солдаты истребили картофеля несравнимо больше чем друг друга); и разрешилось под патронажем Франции и России.
Согласно Тешинскому договору Пруссия и Австрия получили некоторые части территории Баварии, а Саксония - денежную компенсацию. Баварский престол был передан курфюрсту Пфальцскому. Для политической истории мира это был прецедент: гарантом соблюдения мира служили державы, не вступавшие в войну. А для мира искусства было создано два щедрых подарка в благодарность за урегулирование конфликта. Французский дипломат увез в Париж роскошный стол с минералогической коллекцией (в 2015 у наследников его приобрел Лувр), а Российский - вернулся на родину с великолепным сервизом с surtout de table (настольным украшением): под скульптурными группами из белого фарфора находились основания, созданные ювелиром из саксонских цветных камней и золоченой бронзы. Но война 1812 года разрушила поместье, где хранился дар Саксонского правителя, а судьба самого подарка стала неясной - он пропал.
В конце нулевых уже этого столетия во Франции и США были найдены фрагменты оснований, а в архивах Мейсенской фарфоровой фабрики - эскизы, созданные Нойбером в 1779-1780 годах. Собственно, именно это и можно
увидеть в ЕМИИ.
то чувство, когда ты пытаешься осознать свое отношение к подставке невиданной никем композиции скульптур, утраченной двести лет назад
эскизы и репродукции изделия висели на стенах
на карте отражена разрозненность европейских территорий в тот исторический период
P.S. Выставка продлится до 18 июня 2017 года в залах музея на ул. Воеводина, 5.
.
Другие выставки ЕМИИ: