Джазовый смычок

Jan 29, 2015 08:03


Первый джазовый вечер в этом сезоне пришелся на минувший вторник, меня, голландского скрипача и Даниила Крамера. И если в этой цепочке заменить "меня" контрабасом, то вы получите трио, вышедшее на сцену Филармонии играть согревательную музыку. И пусть минус за этими стенами был незначителен, а снег, казалось, таял украдкой, когда все расходятся на обед, живая мелодия и зажигательный ритм не давали сидеть на месте спокойно. Говоря словами матерых джазменов: «Такой потрясающий свинг - хоть святых выноси».




Начали просто и живо: вот они подстраивают инструменты, а вот уже совместная импровизация - вступительная музыка вместо вступительных слов. Их музыка сочетала свинг, элементы мануша и классическую европейскую манеру. Крамер всю игру бормотал ритм, так, что звуки доносились, будто бы с соседнего ряда - куда не повернешь голову, всегда сбоку. И сидел я так, что не видел лица, только шевеление усов за плечом.

Крамер: Когда Тим показал мне программу, я увидел в ней неизвестную композицию: "Джаз для Люси". "Кто такая Люси?" - спросил я. "Люси - это моя дочь," - сказал Клипхаус, - но ты можешь считать ее моей секретаршей: ей уже 10 лет".

Джазовый вальс.

Клипхаус: "Моя скрипка прежде не была в русской зиме. И вроде как простудилась" - сказал скрипач, в очередной раз между композициями пытавшийся подстроить инструмент.

Не забывали и про классику старого американского джаза. Хоги Кармайкл. Это протяжная напевная манера скрипки, размеренные клавиши и мило бурчащий в усы контрабас. В один момент Крамер перестает играть, отворачивается от рояля, крутанувшись на пол-оборота, и с озорной улыбкой, ссутулившись, смотрит на своих музыкантов. Он отбивает руками ритм по мягкому пуфику на котором сидит. И вот уже снова - таким же лихим разворотом - оказывается за клавиатурой.

И вот уже скрипка и контрабас начинают новую композицию вдвоем. С контрабасом сразу понятно - сейчас будет пиццикато; но и у скрипача тоже оно -у них обоих все пиццикато.



Довольный Даниил Крамер

Второе отделение Крамер неожиданно начал с Шопена: только он и контрабас. Это сменило настроение концерта на философскую задумчивость и в чем-то даже на светлую грусть. Но пять минут спустя пришли снова к развязному и безудержному джазу. И стоило только задуматься, зачем они в антракте съели скрипача, как трио воссоединилось. Стоило этому случиться, как выяснилось, что у Тима две секретарши: одной 10 лет, а другой - 8. И вместо джазового вальса звучит "Самба для Полы", в которой роялю отведена участь ударных - вместо клавиш Крамер держит ритм, отбивая бок Steinway&Sons.

Новый виток. Capriccio. Толи исполняемое целиком, но настолько своеобразен джазовый манер, то ли это просто джаз с элементами Паганини. Где еще услышишь соло на контрабасе и игру на скрипке балалаечным чёсом. В конце концов, джаз - это три парня, которые одновременно играют каждый свою песню.

Крамер: "На мой взгляд, после Паганини и Самбы нужно сыграть что-нибудь из Шумана".

Сыграли. И в завершении еще одна дань Джанго Рейнхорду - "Минорный свинг".

Два с половиной часа джазового удовольствия. Последний раз я был причастен к такому на одном из дней июньского фестиваля Даниила Крамера. Это особенная возможность - сидеть на первом ряду и замечать то, что недоступно многим другим слушателям: мимику, фразы мимо микрофона, технику игры.

P.S. все фото сделаны в перерыв или во время бурных аплодисментов, так что шум оваций нивелировал щелчок затвора.

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония

Previous post Next post
Up