«Плохих читателей не бывает.
Бывают нерадивые соучастники»
Юрий Некрасов, «Брандлькаст»
Как можно подчерпнуть из эпиграфа, что не скажи об этой книге, если ты, конечно, её прочитал, всяческая вина и моральные оправдания на счёт впечатлений с тебя снимаются сразу же - на уровне аннотации. Это непривычный и в чём-то сумасшедший роман, который автор любезно классифицировал за нас как «фрик-фэнтези». А то, чего доброго, говоря о книге, можно было бы зависнуть ещё при попытке охарактеризовать её в целом.
Брандлькаст я дочитал со второго или третьего захода, спустя два года, как он
оказался у меня в руках. За это время минимум девять человек его прочитали через меня. Пять раз книгу умыкивали гости, когда я взялся за неё в первый раз. Потом перерывы затянулись, и я подарил две книги (аж с автографом), чтобы избежать очередных «почитать». Еще пару добавил к одной из посылок с Озона - тоже в подарок. Остальным давал
ссылки на интернет-магазин, либо намекал, как найти автора, если на форзаце написан ЖЖ. Десяток-полтора человек от меня в разряд читателей - не так много, но, считаю, свою социальную функцию я выполняю исправно.
Чтобы зайти на финальный круг, мне потребовалось уйти в армию, где одно безумие прекрасно легло на другое.
Брандлькаст - это интрига, раскрывающаяся тем, кто дошёл до самого конца романа - то есть победно дочитал до середины книги. Тем, кто прошел «Дружбарь» - вторую половину - может и достались какие-то разъяснения об этом мире Пасти. Брандлькаст - это «второе имя» в истории помойных эльфов, которые могли быть чистыми гномиками из детской сказки, но из-за собственного же горлопанства они не дали этому осуществиться. Почему? Скорее всего, просто «…по младости ногтей и чрезвычайному скудоумию мыслей».
«Главный вопрос бытия (впрочем, и осознания) помойных эльфов: кто и где их породил. Бытует восемнадцать законных аксиом происхождений помойного эльфа. Банальные, вроде: нашли в мусоре, достали из кадки с протухшей квашеной капустой - мы здесь рассматривать не будем».
«Помойные эльфы очень практично устроены.
Коли взять такого и подвергнуть потрошению - он будет брыкаться, предупреждаю! - внутри обнаружатся обширные камеры и кармашки, предназначенные для хранения кусочков судьбы, лакомств, бирюлек, махорки, нитяных бус, свечных огарков и крыс».
История сумасбродна и рассказана клочками. Она самодостаточна и самобытна. Она необузданная как выводок подросших котят, неустанно скачущих по тебе, и с трудом поддается пересказу. Зато, столкнувшись с ней, ты находишь для себя подходящий ответ на вопрос «Ну и на кого я похож?!» - когда из рюкзака и карманов ты достаешь рассыпанное множество самых разных мелочей: от скрепок, болтиков и рассыпанного табака, до мотка троса, клубка проводов и баночки какого-то приблудившегося варенья (в котором ты попутно измазался).
«Память похожа на нищенку. Вечно тянет любую яркую дрянь в карман».
Роман рекомендуется к прочтению для развеяния «чувства обыденного» и сбития себя с толку, в который вы «что-то всё не возьмёте», а если «возьмёте», то всё без толку.
«Что происходит с волшебным существом, когда из него выходит сказка? Оно становится смертным». Так что растите башни, Господа, их даже в выдуманном мире осталось очень мало. Что уж говорить про настоящий.
P.S. в качестве более аргументированного анализа рекомендую ознакомиться с
этим постом asiling.