Вслед за судьями Конституционного суда законодательство о митингах подверглось критике в Европе

Mar 12, 2013 00:37


Венецианская комиссия СЕ обнаружила недочеты в законе РФ о митингах


Напомню, что Венецианская комиссия является консультативным органом при Совете Европы по конституционному праву. В нее входят назначенные государствами Совета на четыре года профессора университетов и судьи высших судов, выступающие в качестве независимых экспертов.

И так, европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) на 94-м пленарном заседании утвердила заключение по последним поправкам в российский закон о митингах, обратив внимание на ряд недочетов:

Так, что касается ограничения права на организацию общественных мероприятий, "только веские основания могут служить оправданием" для этого, поскольку речь идет в целом о свободе собраний, говорится в документе. Ограничение в правах целых категорий людей в связи с совершением не только серьезных уголовных, но и административных правонарушений, по мнению комиссии, является чрезмерным. Аргументация Конституционного суда РФ по этому вопросу Венецианскую комиссию также не устраивает.

Далее у Венецианской комиссии возникли сомнения относительно требования о предполагаемом количестве участников общественного собрания и последующих санкциях за превышение устанавливаемого лимита. По мнению комиссии, невозможно требовать от организаторов мероприятия, заинтересованных в привлечении как можно большего количества участников, точных цифр, в связи с чем предсказать явку на мероприятие невозможно. Определенная трудность связана еще и с тем, что принять участие в мероприятии может любой желающий. Единственное, за что организаторы могут в данном случае нести ответственность, - за подачу заведомо ложных сведений или намеренное создание трудностей властям, отвечающим за поддержание общественного порядка. Комиссия в целом поддерживает положение, признанное Конституционным судом РФ конституционным, в соответствие с которым организаторы мероприятия несут ответственность за причиненный участниками в ходе его проведения материальный ущерб. Вместе с тем в заключении отмечается, что охрана правопорядка находится вне компетенции организаторов. "В любом случае, основную ответственность за ущерб должны нести сами правонарушители, а не организаторы мероприятия", - говорится в заключении комиссии.

Далее комиссия в целом находит целесообразным запрет на ношение участниками мероприятий масок, закрывающих лицо, и соответствующее требование к организаторам этих мероприятий. Тем более что такой запрет действует в ряде других стран. Однако и в данном случае комиссия требует соблюдения основополагающего принципа свободы собраний.

Что касается положения об одиночных пикетах, уведомление о проведении которых не требуется по закону, то Венецианскую комиссию заботит то обстоятельство, что у российских судов в свете принятых поправок остается возможность приравнять одиночные пикеты к массовому мероприятию с последующим применением соответствующих санкций. Определенные проблемы, в отличие от КС РФ, комиссия видит в связи с введением запрета на агитацию за участие в мероприятии до его согласования с властями. В целом ввиду неясности формулировок комиссия усматривает здесь возможность для ущемления возможностей организаторов мероприятий.

Не поддерживает Венецианская комиссия и нововведение о проведении общественных мероприятий в специально отведенных для этого местах. "Это привилегия организатора - решить, какое место наиболее подходящее", - говорится в заключении.
Поправки в 54-ФЗ от 19 июня 2004 года (О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) были приняты в июне 2012 года. В феврале этого года Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев жалобу оппозиционера Эдуарда Лимонова и запрос депутатов Госдумы, обнародовал свое постановление касательно принятых поправок, которое Венецианская комиссия приняла во внимание.

Стоит отметить, что мнение Венецианской комиссии в целом расходится с позицией ряда регионом, буквально "наштамповавших" областных законов, которые существенно ограничили проведение публичных мероприятий. В свердловской области таким законом является вступивший в силу 17 декабря Областной закон №102-ОЗ "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" (принятый законодательным собранием Свердловской области - 04.12.2012г. и подписанный губернатором Свердловской области - 07.12.2012г.). Указанный закон уже стал камнем преткновения между общественниками и чиновниками ( http://dm-rozhin.livejournal.com/35509.html), а проблема правоприменения стало предметом критики в Конституционном суде РФ ( http://dm-rozhin.livejournal.com/30933.html). Что ж, посмотрим как решения в Европе отразится на наших с Вами законах и правоприменении...


Информация взята с http://rapsinews.ru/international_news/20130311/266678633.html

Европейская Критика, Венецианская комисиия, свобода собраний

Previous post Next post
Up