28 февраля на коллегии ведомства подведены итоги работы ФСИН России за прошедший (2012) год (
http://pravo.ru/news/view/83108/). Назначенный в июне 2012 года на пост директора ведомства Геннадий Корниенко не стал ограничиваться сухой статистикой о числе осужденных, арестованных, а буквально перешел к "мечтаниям", которые лично я воспринял весьма фантастично. Еще бы тезисы о частных тюрьмах и перемещении исправительных учреждений в новые помещения за счет частных инвесторов - достаточно не специфичные являния для нашей страны. И для реализации этих идей потребуются баснословные деньги сравнимые с годовым бюджетом страны, а то и больше.
Послушать главу ведомства собралось очень много желающих, это и подчиненные ведомства, и журналисты и правозащитники. При заполненном до отказа зале Минюста на протяжении 40 минут Корниенко рассказывал о результатах работы возглавляемого им ведомства в прошлом году. Сенсационных заявлений не прозвучало, о многом говорилось уже и ранее. Сокращается число отбывающих наказание в колониях: за год их стало меньше на 54 538 человека (8,5%), однако за счет чего достигнуто это сокращение указано не было. (Между тем, хотелось бы отменить, что за прошлый год неоднократно вносились изменения в уголовное законодательство, что позволило в порядке дикрриминализации изменить квалификацию и сроки ряда осужденных, так что явно уменьшение содержащихся лиц, отнюдь не заслуга ФСИНовцев. К тому же не озвучена практика удовлетворения ходатайств по УДО (а именно сколько таких ходатайств подано, сколько поддержано в судах представителями ФСИНа и сколько были удовлетворены). Думаю при таком популизме ведомства, в случае реализации идей партии власти и личной позиции директора ФСИН отчет за следующий год будет весьма провальным и вот почему. Подобный доклад и отчет уже был предметом обсуждения 6 февраля 2013 года на заседании комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, где Геннадий Корниенко выступал с информацией об итогах работы Федеральной службы исполнения наказаний в 2012 году перед депутатами Государственной думы (
http://er.ru/news/2013/2/6/v-gosdumu-vnesen-proekt-zakona-o-zashite-prav-poterpevshih/). Комитет принял информацию директора ФСИН к сведению. Руководству службы предложено к следующему заседанию вместе с комитетом определить алгоритм действий по вопросам законотворческого развития.В итоге председатель комитета депутат Гос.думы Ирина Яровая сообщила, о подготовке и внесении в Госдуму проекта закона о защите прав потерпевших.Говоря о данном законопроекте Ирина Яровая отметила:
«Сегодня потерпевшие по факту оказываются самыми униженными. Они должны стать, наконец, полноправными участниками процесса, а государство должно однозначно заявить о том, что потерпевшие будут обладать инструментом государственной защиты», - сказала Яровая. При этом она выразила надежду, что этот законопроект уже в скором времени будет рассмотрен в первом чтении.
Директор ФСИН поддержал законопроект. Он считает эту проблему очень серьезной. Однако про то, что это приведет к дополнительным основаниям отказа в УДО и как следствие затруднению "разгрузки зон" и уменьшению в исправительных учреждениях числа осужденных никто и не подумал, а может быть подумал, но не озвучил. Почему же \тому обстоятельству не было уделено внимание?
Ведь следующие факты отчета как раз отмечают последствия этой нехорошей и печальной инициативы, которая де-факто приведет к массовым нарушениям прав человека в местах принудительного содержания. Вот Вам сухие факты: "...Закрепить тенденцию к снижению числа заключаемых под стражу не удалось, рассказывал Корниенко, с октября 2012 отмечен рост на 7,7% числа арестованных подозреваемых и обвиняемых, числящихся за следственными органами". - Следовательно количество осужденных в местах принудительного содержания подведомственных УИС увеличилось. Далее, "говоря об условиях содержания арестантов, Корниенко сообщил, что на 1 января 2013 года на одного человека в камере СИЗО приходилось 4,4 кв м. "Это соответствует требованиям российского законодательства", - сообщил глава ФСИН, но тут же добавил, что в ряде регионов на арестантов приходится немногим более 3 кв м. Среди проблемных субъектов оказались Москва, Забайкальский, Краснодарский край, Ленинградская, Сахалинская, Свердловская области" - в итоге констатировано нарушения нормы жилой площади содержания осужденных, а это уже один из показателей признания нарушения статьи 3 Европейской Конвенции в ЕСПЧ. Отсюда еще один вывод, декларированные тезисы чиновников от России в ЕСПЧ и на заседаниях совета Европы, трансформируются руководством ФСИН с точностью наоборот.
Поговорил глава ведомства и о планах руководства страны направленных на сокращение численности сотрудников ФСИН. Такой план ему явно не по душе. Еще бы вместо того, чтобы внедрять высокие технологиии в функционировании учреждений УИС и сокращать численность сотрудников, в связи с оптимизацией их деятельности на местах, мы по сути пришли к множественным фактам коррупции и нецелевому использованию денежных средств, которые порой сопровождаются банальным хищением денежных средств. Вместо попытки контролировать и следить за выделенными средствами как они расходуются и каково качество работ по проектам, куда эти средства вливаются, я наблюдаю, лишь "клановую" борьбу и кадровые перестановки. Отсуда я думаю и проблемы должностного характера:
"В целом же на 23% увеличилось число преступлений, совершенных работниками системы (71% из них при исполнении обязанностей): в отношении 475 возбуждено 414 уголовных дел. Основные нарушения, рассказал Корниенко, это запрещенные связи со спецконтингентом (33,5% - 195 случаев), необоснованное водворение в штрафные изоляторы (180 случаев). Преступлений коррупционной направленности в 2012 году в системе было 280, подсчитали в ведомстве". - и это только выявленное, думаю не надо объяснять какие реалии в действительности и почему они разнятся со статистическими данными.
Фанетастично воспринимая указанный доклад главы ФСИН я думаю не надо объяснять почему перспективы перемещения учреждений УИС за счет частных средств утопичны. Говоря о перспективах перемещения следственных изоляторов и колоний за черту городов, глава ФСИН ставит решение этого вопроса от решения вопроса строительства новых учреждений (а это потребует баснословных денежных вливаний). Данный вывод подтверждается самим Корниенко: "[Есть] неоднократные обращения со стороны губернаторов, субъектов РФ, которые просят <…> перевести [СИЗО, колонии] в менее населенные места, - сказал директор ФСИН. - Мы готовы работать в этом направлении с единственным условием. Денег, к сожалению, нет на строительство у нас. И рассмотрев опять же частно-государственный подход, мы могли бы уже в этом направлении работать, получая уже готовые учреждения и отдавая те места". Корниенко добавил, что "это направление будет достаточно динамично рассматриваться в этом году". До "кучи" он предлагает ориентироваться на опыт Англии, но и это предложение представляется весьма сомнительным, поскольку прежде всего отсуствует надлежащая нормативная база и главное стимул частных инвесторов.
Зная о проблемах ФСИН не по наслышке, будучи членом Общественной наблюдательной комиссии двух созывов, решение и инициативы ФСИНа без общественников - НЕ РЕАЛИЗУЕМЫ, поскольку видимо не могут сотрудники ФСИН объективно и реально оценивать ситуацию и возможные пути выхода.