День 5
06.09.2023 г. (ср.)
Точка «Конец всех дорог» - губа Опасова - точка «Конец всех дорог» - стоянка на Серебрянском водохранилище
Пешком 15 км.
Суммарный пробег 76 км.
Пять утра. Сквозь тент палатки пробивается сумеречный свет. В спальнике тепло и уютно, вылезать не хочется. Продумываю план-максимум этого дня. Основная цель - Опасова губа Баренцева моря. До нее недалеко, но с учетом фото-, видеосъемки и возможной рыбалки, времени у меня совсем немного.
Легкий завтрак, кофе, укладка треккингового рюкзака, уборка палатки - всё это не занимает много времени.
По небу несутся облака, ветер довольно сильный и холодный. Дорога к «концу всех дорог» пустынна.
Я решаю идти не по хорошо различимой дороге, накатанной квадроциклами, а вдоль пляжа и реки Орловка.
От кромки прибоя хорошо различимы вышки связи в Териберке.
Неспешно двигаюсь вдоль реки Орловка. Моя первая цель - домик на сопке, то появляется, то пропадает из виду, когда я спускаюсь в очередную низину рельефа.
Миную на реке небольшие водопадики, перехожу реку вброд.
Поднимаюсь к избушке на сопке. Сквозь тучи появляются лучи солнца. Осенняя тундра - чудное зрелище!
На горизонте синеет Баренцево море, от которого порывы ветра доносят до меня чуть соленый воздух.
В пределах видимости невооруженного взгляда никого не вижу. Ни туристов, ни рыболовов. Я вышел очень рано. Нормальные люди еще спят.
В сети встречал информацию, что домик на вершине сопки - это укрытие рыболовов. Возможно, так оно и было ранее, но теперь этот домик - место пристанища туристов.
Сам домик с двускатной плоской крышей обшит проржавевшими листами железа, под которыми видны выбелевшие со временем доски.
Снаружи кучи разного мусора
Внутри состояние домика наиболее очевидно. Пол прогнил, потолок, обитый фанерой провис. Два окна, три металлические сеточные кровати, деревянный стол со скамьями.
Слева от двери в углу печка по типу «буржуйки».
В домике я провожу около четверти часа, перекусывая и отдыхая, а затем продолжаю путь по хорошо различимой тропе. Тропинка выводит к колее дороги у озера Орловское. С небольшой возвышенности озеро хорошо просматривается.
Ориентируюсь по навигатору и начинаю подъем на перевал - это самый короткий и легкий путь к Опасовой губе.
Подъем сразу переходит в верховое болото, усыпанное шведским дёреном и черникой. Какое-то время усиленно поглощаю чернику, измазывая пальцы, язык и губы.
Прохожу болото, мну сапогами белых мох вплоть до окончания седловины перевала.
Внизу узкое, вытянутое озеро. А за ним распространенная в этих местах оптическая иллюзия - видно, что за узкой полоской суши начинается море. Или же за узкой полоской из камней крутой обрыв, за которым море.
У южной оконечности озеро пересекает старая линия связи. Деревянные столбы наклонились, траверсы с изоляторами частично сломаны, оборванные провода погрузились под воду.
Это остатки телеграфной линии связи, обеспечивающей регулярный обмен информацией между Мурманском (Колой) и наиболее удаленными точками Кольского полуострова - Гаврилово, Восточной Лицей, Йокангой и Поноем.
Решение о проведении Мурманского телеграфа было принято в 1894 г., непосредственно после поездки министра финансов Сергея Юрьевича Витте на Север. По смете на 1895 г. предполагалось выделить 500 тыс. руб. на это сооружение, однако после проведенных изысканий эта сумма была сокращена до 260 тыс. руб.
Строительство сети телеграфных линий на Кольском полуострове заняло около 13 лет и велось в три этапа. На первом - в 1895-1897 гг. - среди прочих был построен участок длиной 168 км от Колы до становища Гаврилово (район устья Вороньей).
Рабочим пришлось разносить столбы и оборудование на большие расстояния, доходившие нередко до 15 верст. Для установки столбов на каменной поверхности первоначально предполагалось производить углубления с помощью взрывов. Однако от этого способа, дорогостоящего и опасного, отказались и при строительстве береговых линий устанавливали столбы, обкладывая их разного размера камнями. При этом устойчивость телеграфных столбов вполне обеспечивалась, так что каменную кладку даже не приходилось укреплять цементом, как это практиковалось в Норвегии.
На втором этапе телеграфного строительства, в 1899-1903 гг. была проведена линия Гаврилово - Восточная Лица (109 км).
Для этих работ в сентябре 1901 г. были проведены необходимые изыскания, а летом 1902 г. к месту работ доставлены из Архангельска телеграфные столбы и другое оборудование. Для облегчения труда рабочих столбы были развезены на оленях зимой 1902-1903 гг., благодаря чему значительно сократилась их ручная разноска во время производства работ. Летом 1903 г. построенный механиками Ольшевским и Мартьяновым телеграф на участке Гаврилово - Восточная Лица был введен в эксплуатацию.
Работы по устройству телеграфа на участке Восточная Лица - Поной (299 км) были проведены на третьем этапе телеграфного строительства на Кольском Севере - в 1907-1908 гг.
Постройка линии Восточная Лица - Поной оказалась, по свидетельству современника, наиболее тяжелой по сравнению с другими участками на Кольском полуострове.
Практически полное отсутствие бухт, удобных для стоянки морских судов, привело к тому, что выгрузка столбов и телеграфных принадлежностей производилась только в четырех пунктах: Восточной Лице, Иоканге, Дроздовке и Поное. Поэтому приходилось развозить все необходимое на оленях на большие расстояния. Стоимость развозки при этом вдвое превышала стоимость самих столбов с доставкой на Мурман. Мерзлый каменистый грунт затруднял установку столбов, а отсутствие достаточного количества мелких камней делало невозможным применение каменных обкладок. Кроме того, местность от Восточной Лицы до Поноя была совершенно ненаселенной, и знающих проводников найти не удалось. Из-за неблагоприятных условий вся местность была разделена на три участка. От Восточной Лицы до Иоканги сооружение телеграфа было поручено механику Ольшевскому, от Иоканги до Городецкой Сирены - механику Стрелкову, и от Городецкой Сирены до Поноя - механику Гусеву.
С вводом в эксплуатацию линии Восточная Лица - Поной сеть проводного телеграфа на территории Кольского полуострова получила свое завершение.
Я осматриваю озеро. Правый берег преимущественно скалистый, обрывистый, поэтому я со спиннингом прохожу все озеро по левой стороне.
Информации о наличии рыбы никакой, я не особенно надеюсь на результат, для меня сейчас важен факт ловли на спиннинг.
Из озера вытекает ручей, образующий на участках выравнивания рельефа небольшие озерца-разливы.
А далее хорошо различима Опасова губа Баренцева моря. Просто картиночный вид. Не зря сюда пробирался.
Вдоль ручья спускаюсь до «каменной реки» из округлых окатышей. Аккуратно пересекаю каменный «разлив».
По тропе выхожу на песок пляжа. На море легкий ветер, прибой и волны, отдающие зеленым цветом.
Некоторое время прогуливаюсь по полосе прибоя, осматриваю берега.
Никого кроме меня нет, хотя, как слышал, в летнее время Опасова губа довольно популярное местечко среди туристов. Рядом вижу два когда-то жилых строения. Одно из них полностью непригодно для ночлега.
Во втором есть нары и столик. Окошко затянуто полиэтиленом. Кое-как переночевать возможно.
У домиков из трубы течет пресная вода.
Я обедаю на берегу моря, укрывшись от ветра за стеной домика, смотрю на часы, оцениваю, как использовать оставшееся светлое время дня.
Понемногу с моря натягивает облачность. Ветер усиливается. Последний раз смотрю на море и ухожу. Подъем на перевал проходит без труда. Миную озеро, на котором я рыбачил, спускаюсь к озеру Орловское.
Ветер становиться шквалистым. Падают первые капли дождя. Понимаю, что в ближайшее время дождь усилится и вместо брода через реку снова тороплюсь к домику на вершине сопки.
В дом вхожу основательно промоченный дождем. Пью чай, просыхаю, пытаюсь затопить печку, но тяги в печной трубе нет. Смотрю в окно на падающие крупные капли. В каждой такой капле - ледяной кусочек, предвестник приближающейся зимы и холодов.
Дождь заканчивается и вскоре я снова перехожу вброд реку, иду по колее в сторону оставленного Ворчуна. Вижу первого человека за день. Молодой парень проходит по тундре немного в стороне от меня. Он идет в сторону брода через Орловку.
У автомобиля переодеваюсь во все сухое, кипячу воду, завариваю чай. Оставаться еще на ночь на этом месте нет никакого смысла.
Я покидаю точку «конец всех дорог» и словно на прощание Баренцево море дарит чудные пейзажи и белоснежный прибой.
Проезжаю Териберку, в которой успеваю посетить магазинчик, пополнив запас пива. То под локальными дождями, то под лучами солнца стремлюсь к трассе на Туманный и Дальние Зеленцы. Грунтовка к Туманному извилиста. Поднимается и опускается с сопки на сопку.
По сравнению с предыдущей поездкой по этой дороге, мне не требуется стравливать давление в колесах. Движение вполне комфортно.
Для ночлега у меня заранее выбрано местечко. Свернув с дороги на Туманный, необходимо проехать пару-тройку километров, чтобы достичь насыпной дамбы по краю Серебрянского водохранилища. На берегу стоят полтора десятка автомобилей, чьи владельцы ушли с ночевками на рыбалку.
Для себя нахожу неплохое ровное место за дамбой.
До начавшегося вечернего дождика успеваю поставить палатку. О костре мыслей нет, ужин готовлю на горелке.
Пасмурный вечер после дождя тих и прохладен. Мир становится сине-сиреневым.
На моем берегу ни одного костерка, ни одного голоса. На поверхности водохранилища ни единого всплеска. Даже как-то жутковато становится на минуту. На несколько минут пробивается Луна и скрывается за облаками.
Вот и этот день закончился.