Зеленые небеса Севера. День 4

Apr 07, 2024 07:47

День 4
05.09.2023 г. (вт.)
Стоянка - Оленегорск - кафе «Как дома» - пусковые шахты ракет - ВЭС (ветровая электростанция) - Териберка - точка «Конец всех дорог»
Суммарный пробег 547 км.

Ночью по тенту палатки барабанил дождь. Дождь был недолог и утром от него остались влажные листья деревьев и мокрая трава.




Угли моего костра прогорели. На горелке кипячу воду и завариваю кофе.



Очень неплохая традиция - чашечка заварного молотого кофе с утра, пусть даже из дрип-пакета. Компактность, герметичность, простота заваривания, вкус, свежесть, разнообразие в продаже - то, что надо для путешественника. Правда, я предпочитаю более крепкий кофе, но в моих условиях и этого достаточно.
Дрип-кофе появился в Японии в 1990 году и свои первые пакеты этого напитка я привез из Южно-Сахалинска, купив в магазине японских товаров. В России первые аппараты по производству дрип-пакетов появились в 2010 году, а с 2019-2020 годов дрип-кофе активно начали делать обжарщики по всей стране.
Некоторое время обдумываю план этого дня.



Считаю километраж пробега, планируемые точки посещения, время достижения место ночлега. Получается, что у меня есть пара часов свободного времени на прогулку и на неспешные сборы. Лесные дорожки усыпаны опавшей листвой. Как и на берегах Онеги, удивляюсь ранней осени.



Вдоль дороги немало грибов. Не из числа тех, которые я собираю, но как объекты фотосъемки они вполне подходят.



Гуляю больше часа. К этому времени облачность расходится, верхушки сосен озаряются солнечными лучами.



Покидаю стоянку и движение переходит в режим автопробега. Первые часы под пасмурным небом и влажной после периодических дождиков трассе.



А ближе к Полярному кругу начинает светить солнце.



Приближаясь к стеле Полярного круга по привычке сбрасываю скорость. А стелы-то на месте нет! На парковочной площадке стоит одинокий легковой автомобиль и люди недоуменно ходят вокруг основания знака, обозначающего пересечение условной линии, после которой начинает появляться полярный день и полярная ночь.
Первую остановку делаю у моста через Пиренгу. Размять ноги да слегка перекусить. Сильный прохладный ветер и приближающаяся очередная тучка заставляют завершить прогулку и сесть в авто.



У Мончегорска соблазняюсь солнцем, цветом воды и провожу небольшую фотосессию.





После поворота к поселку Пушной останавливаюсь у гостиницы-кафе «Как дома».



Неоднократно слышал положительные отзывы об этом месте и решаю проверить самостоятельно. Не впечатляет. Качество по всем параметрам ниже среднего уровня. Грязно и неуютно. Единственное, что понравилось - это аквариум с рыбками. Друзьям не порекомендовал бы обедать в этом месте.
После обеда посещаю недалеко расположенную от кафе бывшую площадку баллистических ракет. Оказалось, опоздал на два года. Площадка, где располагался один из узелков ядерного щита Державы - стартовый комплекс 8П764 «Чусовая» для одноступенчатых баллистических ракет Р-14У/8К65У, оказалась демонтирована.



Ранее здесь находились три шахтные установки и командный пункт. Перед въездом на стартовую площадку был расположен гарнизон, жилые, служебные и хозяйственные строения воинской части.





Баллистические ракеты средней дальности Р-14У/8К65У могли поражать любые военные объекты на территории Европы и находились на вооружении до середины 1980-ых годов.







До демонтажа шахты пуска ракет и подземная часть командного пункта были объектом посещения различного рода туристов. В марте 2009 года в одну из шахт упала и разбилась насмерть молодая девушка. Возможно, это и стало одной из причин демонтажных работ.
Перед Мурманском сворачиваю на трассу «Серебрянка».





Хороший асфальт, крейсерская скорость, чудные осенние пейзажи по обе стороны. Несколько раз останавливаюсь, чтобы неспешно насладиться осенней тундрой.



Из-за сопок показались первые ветряки Кольской ветроэлектростанции. О самой ВЭС я довольно подробно рассказывал в рамках путешествия 2021 года ( https://dm-nodal.livejournal.com/43557.html)







С момента моего предыдущего посещения ветряков стало больше и практически все они крутятся под порывами холодного арктического ветра.





Лишь вот такая фотография дает понимание о размере ветряков.



Подъезды к площадкам ВЭС закрыты шлагбаумами с предупреждающими табличками и информационными щитами.





Осматривая ВЭС по ходу движения чуть не пропускаю поворот на Териберку.
Часть пути к популярному среди туристов населенному пункту асфальтирована, местами ведутся ремонтные работы, где я уверенно обгоняю медленно трясущиеся автомобили с московскими номерами, привыкшие к ровной поверхности столичных дорог.
При подъеме на возвышенности с восторгом смотрю на раскинувшую внизу тундру и синеву озер.





Пересекаю плотину Верхнетериберской ГЭС с сухим водосбросом шлюза-регулятора.





В Териберке я не останавливаюсь. Распиареные и растиражированными многочисленными охами и ахами материалы сделали свое «черное» дело. Этот пункт мне не интересен. Миную поселок и выезжаю на так называемую «газпромовскую дорогу» протяженностью 8,8 км. «Газпромовская дорога» была построена в 2008-2011 годах в рамках планируемого строительства завода сжиженного природного газа из Штокмановского месторождения в Баренцевом море. В 2011 году проект был заморожен в связи с экономической неэффективностью на тот момент.
Большую часть автомобилей, стремящихся проехать по дороге, отсекает довольно крутой подъем с рытвинами. Седаны и кроссоверы не рискуют подниматься. Я без остановок на заднем приводе под любопытными взглядами начинаю подъем и на одной из ям ловлю диагональное вывешивание автомобиля. Чуть сдаю назад, подключаю переднюю ось и без проблем поднимаюсь. Медленно, с любопытством осматриваясь, проезжаю участки, прорубленные в скалах.







Благодаря солнечной, ясной погоде с «газпромовской» дороги открываются прекрасные виды на заливы Баренцева моря.



В итоге, высокая насыпь дороги, местами более 30 метров, упирается в скалу. Это, так называемая на картах OSM, точка «конец всех дорог».







Пользуюсь пока еще высоким солнцем делаю фотоснимок наших теней.



И спешу на прогулку. Поднимаюсь на скалу, преградившую дорогу. Камень усыпан пожелтевшими листочками карликовой березы и ярко-красными ягода дёрена шведского.





Внизу плещется море. Впереди просторы Баренца с высокими, обрывистыми берегами. На фоне синевы моря чуть заметно судно.







Справа бухточка с песчаным пляжем в устье реки Орловка. Некто отважный принял водные ванны в период отлива и беспечно сохнет под вечерними лучами. Даже немного позавидовал ему. Я на такое никак не успеваю.





На скале из камней сложено несколько туров. Явно работа молодых и не жалеющих силы и энергию молодых людей. Мне бы такое было бы лень сделать.







На скале никого нет. Это понятно, часть туристов не рискнула подниматься на машине, другая часть, прошедшая эту часть пути пешком, уже вернулась к автомобилям. Вечер все-таки. В одиночестве брожу по вершине скалы.








Объектив «Никона» позволяет приблизить еле виднеющееся строение далеко в тундре. Если завтра все будет в порядке, я должен быть там.



Пока светло, иду в долину реки Орловки. Спускаюсь по тропе со скалы, топчу ягоды дёрена, пересекаю каменную россыпь и выхожу на песок губы.







Хорошо различаю, как с судна спускаются аквалангисты. У каждого свои развлечения.



Недалеко от устья реки расположен небольшой водопад.



Сижу на камне под лучами солнца. Смотрю на шумливый поток на воды, на тундру, освещенную солнцем, на ясное небо. Мыслей нет. Я достиг одной из целей путешествия. Внутри какое-то сбалансированное умиротворение. Думаю, кто-то к такому состоянию смог бы применить слово «нирвана».
Нехотя возвращаюсь по пляжу назад к автомобилю. Солнце приближается к воде.



Прибрежные скалы освещаются низкими лучами, отчего берега становятся какими-то дикими и первозданными, каким были до появления человека.





На вершине выступа четко прорисовывается силуэт православного креста.



Ворчун в одиночестве дожидается меня.



Быстро ставлю палатку на заранее присмотренное местечко.



Солнце коснулось сопок на другой стороны бухты и через пару минут разгорелись краски заката. Несколько минут всплески уходящего дня.





На откидном борту кузова готовлю обед. Еще одно из достоинств пикапа.



В ночь сильно холодает. Ветер так и не утихает. Над сопками, в стороне противоположной морю всплывает Луна.



Я сижу в автомобиле и жду, а вдруг сегодня будет северное сияние. Прогноз по интернету вполне благоприятный. Чтобы чем-то заняться, читаю книжку и сам не замечаю, как засыпаю. Просыпаюсь от холода, смотрю на море, а в стороне Териберки вовсю полыхают в небе зеленые огни!



Всполохи продолжаются недолго, около получаса. Но мне этого хватает, чтобы окончательно закоченеть. Ближе к полуночи не выдерживаю и иду спать. На завтра у меня обширные планы!

Баренцево море, Зеленые небеса Севера, Кольский полуостров, Русский Север, конец всех дорог, Кольская ВЭС, 2023 год, северное сияние, Териберка

Previous post Next post
Up