13.09.2019 г. (пт.)
Сосновка - Варзуга - золотой крест Варзуги - Князе-Владимирский источник - мыс Толстик - Лодочный ручей
Пробег 150 км.
Седьмой день путешествия начинается с ощущения безвозвратности уходящего времени. Явственное, режущее чувство, что могу чего-то не успеть. Физически требуется движение. Оставаться на одном месте, ничего не делать становится тягостно. Может, это последствия экспедиции и привычка каждый день менять пространство вокруг себя. Может, я живу в другом ритме, чем все остальные. Может, это простая оценка планов на этот день и понимание что, если не ускориться, можем никуда из запланированного не попасть.
Мы уезжаем из Сосновки втроём: я, Таня и Михаил, чьи вещи уже загружены в кузов пикапа.
По асфальту до Оленицы, потом под серым небом по грунтовке через Кашкаранцы, мимо поворота к часовне преподобного безымянного инока Терского, по мосту через ручей Лодочный, минуя развилку на Кузомень и далее вплоть до Варзуги.
Оставляем Ворчуна у лестницы к школе и всей компанией идём к берегу реки. Возле храмов не задерживаемся. Мы их осматривали всего год назад.
Иронично смотрю на памятник Александру Невскому, который, судя по табличке, якобы, покорил Биармию.
Выходим на высокий берег реки. Ни разу вид на Варзугу не оставлял равнодушным. И, если мне приходилось бывать в устье, то путь по воде в глубину Кольского остаётся чем-то загадочным.
Нам надо на левый берег. Он называется Никольская сторона. Там я не был и те дорожки не топтал.
Лодочника не дождались. Как сказали, он на обеде. Нас перевозит местный житель.
Гул лодочного мотора, удары волн в деревянные борта, покачивание и ветер. Дома на Никольской стороне быстро приближаются.
Левый берег встречает первыми проблесками солнца. Мы неспешно начинаем прогулку по новой для меня части села. Сразу же внимание привлекает частный музей поморской истории и культуры, расположенный в доме купца И.Е. Кагачева (1904 г. постройки).
На информационной табличке указан номер телефона местного жителя, который может открыть музей и провести экскурсию, но на это нет времени.
У выкрашенного в лазурный цвет большого дома № 10 почти полчаса общаюсь с пенсионеркой, которая в нём проживает.
Дом был построен Рогозиными для своей семьи в 1867 г. Этот род до нашего времени живёт в нём с позапрошлого века, а эта пенсионерка - старейшая представительница рода.
Она словоохотлива и рассказывает о жизни семьи с одиннадцатью детьми в этом доме, об истории Никольской части села, о наводнениях, когда полы домов были скрыты водой, о фестивалях, проходящих в Варзуге, о музее и его престарелом организаторе, о своих детях и внуках. Я бы ещё поспрашивал, но, у неё хозяйственные дела, а у меня дефицит времени.
Немного дальше видна Петропавловская церковь (1864 г.). Куполов и колокольни у церкви нет и издали строение напоминает некую хозпостройку или ангар.
Церковь очень любима сельчанами, которые считают её намоленной.
Службы в церкви продолжались до 1937 г. Во время Великой Отечественной войны в здании церкви расположили столовую для военнослужащих, которые обслуживали военный аэродром в Варзуге. После окончания войны здание было приспособлено под склад сельского магазина, который располагался рядом в соседней церкви Николая Чудотворца. В послевоенные годы храм сильно пострадал. Были снесены главы и колокольня. В 1999 г. в церкви Петра и Павла возобновились службы. В настоящее время строение нуждается в реставрации.
Внимательно рассматриваю церковь. Старое дерево, брёвна сруба со следами топора плотника, обесцвеченные северными ветрами доски.
Этому храму предшествовали другие, стоявшие на этом же месте.
«Волость Варзуга над рекою над Варзугою, а в волости церковь Никола чюдотворец да церковь теплая с трапезою Петра и Павла, стоят без пенья. Да в волосте жь дворы на Никольской стороне крестьянские тяглые непашенные». (Сотная из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость. 1575 г. мая 6)».
Рядом расположена Никольская церковь (1705 г.). Безголовая и от этого сразу не воспринимается как храм Божий.
Её деревянные купола много лет (если не ошибаюсь, с 2011 г.) лежат на правой стороне, так и не вознесённые к Господу. Как мне сказали, единственный человек в Варзуге, способный выполнить эту работу утонул и далее работа не продвинулась.
Рядом с церквями памятник варзужанам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Сначала кажется, что это обычный знак почести и памяти, но достаточно зайти за ограду как ошибочное впечатление исчезает. По периметру ограждения установлены изображения жителей села.
Среди изображений тех, кто ушёл на фронт я с удивлением вижу фотографии героев тыла, многодетных матерей, почётных колхозников.
Правильная традиция, помнить не только тех, кто проливал кровь, но и тех, кто обеспечивал своим трудом нашу Победу.
Мы двигаемся по селу в направлении западной окраины.
Я вижу разительные отличия от деревень северо-запада России. На Никольской стороне мало брошенных домов, нет упавших заборов. На приусадебных участках не растут плодовые деревья и крайне мало ягодных кустарников. Вдоль улиц проложены дощатые "тротуары". Село кажется обжитым и ухоженным.
На некоторых домах замечаю звезды.
Полагаю, что звёздочки - это количество фронтовиков из членов этой семьи.
Находим нужную тропу, идущую вдоль реки.
На крутых берегах довольно много брусники, которая отлично утоляет жажду, тонизирует и заполняет желудок.
Крест, к которому мы идём, становится ближе.
Тропа уходит в сторону от реки.
Проходим в ворота к Золотому кресту.
Дорожка ведёт по настилу через болотце с незрелой клюквой.
Поднимаемся в горку и вот он, Золотой крест Варзуги.
Крест расположен на возвышенности. Говорят, именно здесь на левом берегу было первое поселение, давшее начало селу. Позже село разрослось и домами был застроен правый берег реки. Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были выходцы из Новгорода, привлеченные обилием рыбных промыслов. Увеличению населения способствовала и отдаленность края от административных центров.
Михаил неожиданно отмечает, что Христофор Колумб ещё не открыл Америку, а мужики с новгородской земли уже жили на этих землях.
1491 год был непростым в истории России. Ломая любое сопротивление шёл процесс объединения русских земель под руководством великого князя Московского и всея Руси Ивана III Васильевича. Весной был осуществлен «Поход в Дикое поле» 60-титысячного русского войска на помощь крымскому хан Менгли-Гирею против ханов Большой Орды и проведена первая русская правительственная геологоразведочная экспедиция, обследовавшая бассейн реки Цильмы, где находились «руды серебряные и медные». В самой Москве был сооружен водопровод для обслуживания Кремля на случай вражеского нашествия и Спасская башня. Русь жила в страхе наступления конца света в следующем 1492 г. (7000 г. от рождества Христова). А в это же время новгородцы активно обустраивали своё поселение на левобережье Варзуги, зная, что пришли сюда на века.
У креста неплохая обзорная площадка, открывающая вид на обе стороны села.
Далее вглубь тайги ведёт узкая, но хорошо натоптанная тропинка. Именно по ней можно дойти до следующей запланированной мною цели путешествия. Князь-Владимирский источник - место уединённое и очень немногие из путешественников посещают это местечко.
Для ориентации на тропе установлены весьма любопытные знаки. Мы идём друг за другом от знака к знаку.
Такие столбики-указатели, украшенные иконой и резьбой, привлекают внимание и я их внимательно рассматриваю.
В старину существовала старообрядческая традиция устанавливать подобные столбцы с крышами и емкостями с останками умерших. Именно отсюда берут истоки установка намогильных столбиков, покрытых сверху небольшими крышами и украшенные резьбой, надписями и даже иконами, так называемые «голбецы» или «голубцы». Ещё позже небольшая кровля стала венчать кресты на кладбищах, что можно увидеть на старых погостах особенно в Карелии, Архангельской и Мурманской областях.
На северо-западе России, в частности в Псковской области, «голбецы» возводились вдоль дорог несколько иначе, но в целом сохраняли свое первоначальное назначение.
Встречаем и подобные ориентиры тропы.
Неожиданно стена деревьев истончается, тропина выходит на поле и как-то теряется из глаз. Это поле - бывший аэродром села Варзуга. Ноги быстро покрываются слоем пыли, пока я иду по взлетной полосе.
Радует, что следующий указатель-«голбец» виден издалека.
Тропа уходит в тайгу, пересекает мостик через ручей, поднимается вверх по склонам, спускается в низины с хлюпающей под сапогами грязью. Мы делимся впечатлениями и старательно ищем грибы. Погода самая подходящая для небольшого пешего похода. Сплошная облачность разошлась, светит солнце, белые кучевые облака украшают синеву северного неба. В лесу деревья укрывают от ветра и становится тепло.
Встречаем трёх человек явно идущих с источника. Мужчина и две женщины. У мужика на плече «Сайга» стволом вниз. В голову закрадываются мысли о нежелательных встречах и о том, как далеко мой Громобой.
Шум деревьев нарушает быстро приближающийся рокот. Над головами проходит вертолёт. Скорее всего, это лесоохрана или рыбнадзор.
Вокруг настоящая северная тайга.
За мостиком через Собачий ручей тропа раздваивается, но имеется указатель.
У мостика ручей образует небольшой разлив. Из-за тёплого дня мошкара летает над поверхностью воды и мелкий хариус пытается её поймать.
От мостика до источника несколько минут. Первое, что я замечаю - это деревянные кресты.
«Голбец» у родника кажется самым вычурным.
У источника скамья, различные ковшики для омовения и краткая инструкция по пользованию родником.
Кстати, родник известен издавна, но освящен Русской Православной церковью и назван Князь-Вадимирским святым источником лишь в 90-ых гг. прошлого века. Поэтому вышеуказанная «инструкция» лишь попытка РПЦ «примазаться» к оздоровительной силе источника.
Многочисленные родники-«кипуны» поднимают фонтанчики песка со дна.
Ручей протекает пару-тройку десятков метров и впадает в Собачий ручей.
У родника у нас отдых и лёгкий обед.
После обеда на нас с Михаилом накатывает и мы оба погружаемся в думы. Молча сидим, каждый думает о чём-то своём.
Назад мы идём не останавливаясь. Близится вечер и нам предстоит переправиться на правый берег и найти место ночлега.
Взлётную полосу аэродрома пересекаем по другой тропе.
Проходим мимо небольших озёр.
Тропкой между домов выходим на реку.
На скамейке крытой «остановки» дремлет лодочник. Он и перевозит нас на правый берег, при этом приходится отбиться от назойливых уток, вымогающих что-то вкусное.
В лодке снова накатывает мыслями. Таня и Михаил призадумываются, глядя на покинутый берег.
Правый берег встречает нас последними лучами солнца, освещая реку и храмы.
Усталые и пресыщенные впечатлениями покидаем Варзугу, чтобы через полчаса остановиться на побережье моря на мысе Толстик.
Облачность закрывает небо и я понимаю, как днём нам невероятно повезло с этой прогулкой и чудесной погодой. Мы бродим вдоль кромки воды. Я слушаю шум прибоя, ощущаю на лице солоноватые брызги.
Медленно едем по колее вдоль побережья. Я везу своих друзей к стоянке у устья ручья Лодочный, где у нас очень скоро будет разбит лагерь, разожжён костёр и мы будем молча смотреть на горящую «финскую» свечу, вспоминая события непростого дня путешествия.