10.09.2012 г. (пн.)
Мончегорск - Мурманск - Старая Титовка - хребет Муста-Тунтури - побережье у Айновских островов
Пробег 266 км.
Встали мы довольно рано, что оказалось несколько чувствительно для сосудов моего головного мозга. Именно в такие моменты все сомнения об отсутствии у меня серого вещества внутри черепной коробки пропадают напрочь - кость так гудеть не может.
Тем не менее, оставлю в стороне свои сугубо индивидуальные физиологические ощущения.
Жизнь в утреннем Мончегорске кипела - на улицах возникло целенаправленное движение горожан, автомобили замелькали по проспекту, на ближайшем перекрестке уже послышался глухой удар и хруст сминаемого железа, после чего дружно замигали «аварийки» (вот уж кому сложнее задался этот понедельник!), а маленькое чернявое существо заискивающе заглядывало в глаза с надеждой, что ей перепадет какой-либо съестной кусочек на завтрак.
Жизнь города вошла в свое будничное русло.
И вот снова дорога.
Непосредственно в Мурманск мы не въезжали. Заправка топливом «под завязку» на АЗС «Роснефти» перед городом и через пригород Кола по направлению на Киркенес.
Трасса великолепна, а спуски и подъемы с типичными видами заполярной растительности по обе стороны дороги не давали скучать.
Погранпост мы прошли легко и непринужденно.
Практически сразу за постом съезд направо на грунтовку и …. прощай цивилизация!
Недалеко от поворота первая «классическая» достопримечательность - водопад на реке Титовка.
Признаюсь, достоверно и я не знал, где же этот водопад, но встретившиеся лейтенанты по-военному четко обрисовали направление движения, дав все необходимые указания.
Час на водопаде пролетел незаметно, скромный обед, фотосессия и снова вперед.
Дальнейший путь до полуострова Средний вызвал полнейшее восхищение! Быть может, под дождем и низким серым небом вид озер и перевалов был бы далеко не столь красочным, но нам с погодой повезло!
Вдалеке показалась губа Кутовая Мотовского залива.
На спуске к губе памятник погибшим во время Великой Отечественной и как показали последующие дни, памятников будет много.
Очередная, не менее «традиционная» достопримечательность маршрута - музей Муста-Тунтури, к нему-то мы и свернули, следуя указателю.
Чтобы достичь музея пришлось преодолеть несколько луж, на одной из которых я даже промерил глубину, на всякий случай, так сказать.
Волновался я напрасно: брод оказался неглубоким, а дно твердым.
Музей оказался совсем недалеко.
В музее мы провели больше часа, слушая лекцию о защите полуостровов Средний и Рыбачий во время Великой Отечественной, о героизме и подвигах, о лишениях и тяготах, о «продажной Швеции» и «проститутке Англии», как неоднократно повторял смотритель музея Юрий Александрович.
Мы узнали новые имена героев, нам стали известны подробности боевых действий и мне не стыдно признаться, что я действительно почувствовал гордость за тех, кто защищал эти камни, за тех, кто навсегда остался в этих мхах, за то, что все они были наши предками и были настоящими людьми.
Мы не стали нарушать традиции. Оставили благодарственные записи в книге посетителей и внесли свою лепту в дело поддержания музея.
После окончания рассказа я на часик поднялся на вершину хребта, чтобы самому увидеть то, о чем рассказывал смотритель музея
Я нисколько не пожалел о подъеме!
Если окажетесь в тех краях забудьте о времени, отложите хронометраж маршрута и отдайте час-другой вечности, истории наших отцов, дедов и прадедов, будет что рассказать и показать свои детям! Поразитесь их мужеству и самопожертвованию.
Настоятельно рекомендую!
Солнце стало склоняться к горизонту, порождая мысли о необходимом поиске места ночлега.
Мы уже достаточно далеко отъехали от музея Муста-Тунтури, прошли узкой дорожкой меж поросли берёз вдоль побережья губы Малая Волоковая.
Преодолели пару бродов через ручьи, впадающих в море, пережили легкий стресс от внезапно заглохшего Патрола с полным обесточиванием всего возможного и всплеск эмоций, когда разобрались в причинах неисправности. Вдоволь налюбовались вечерними пейзажами.
Ориентируясь по навигаторам и генштабовской километровке, мы уверенно продвигались к мысу Земляному - северной оконечности полуострова Средний. Но, секундная потеря внимания и Патрол свалился в колею, плотно сев днищем на валун как раз напротив Айновских островов.
Как говаривал мне, юному студенту, мудрый учитель Данилов Аркадий Константинович: «Все наши беды случаются от недостатка информации и потери бдительности!»
И вот оно, очередное воплощение мудрых слов.
Все попытки снять Патрол в сумерках с камня были неудачны, и мы, вспомнив, про то что «утро вечера мудренее», вырубили поросли карликовой березки, поставили палатку, поужинали и пресытились видами заката и контуров РЛС.
Все мои попытки поймать хоть одного российского оператора мобильной связи закончились неудачей. Телефоны показывали устойчивую норвежскую сеть.
Ночь давно легла на берега полуострова, на камни покрытые лишайником на карликовые березки и скрыла все контуры окружающего мира.
Где-то на горизонте зажглись огни далекого городка. Пора спать, завтра будет непростой день.
Спальник казался теплым, и это тепло совсем разморило, расслабило, навеяло приятную легкость в голове.
И не верилось мне, что снова так далеко от дома, что я посреди тундры на берегу Баренцова моря и что тот постоянный убаюкивающий шум это не в моей голове, а звук прибоя соленых волн, набегающих на каменистый берег и что ... Да много чего еще ...
Я уже спал.