Размышления о самоизоляции, Пасхе Христовой и страхе июдейском.

Apr 14, 2020 15:23

Приходят на ум занимательные параллели.
Самоизоляция христиан в день светлого Христова Воскресения  - такой прецедент в истории Церкви есть. Да-да, практически вся Церковь сидела в самый Святой День взаперти и никуда не выходила -  было такое. Случилось это на самую-самую первую христианскую Пасху. Евангелие говорит нам, что в этот день ученики находились вместе в некоем помещении дверем затвореном (т.е..за закрытыми дверями) страха ради июдейска (Ин, зач.65). И лишь некоторые решались «нарушить самоизоляцию». Первыми такими нарушителями  оказались жены-мироносицы, Мария Магдалыни, апостолы Петр и Иоанн. Они не смогли усидеть и отправились  ко Гробу - правда, ранним утром, чтобы не привлекать к себе внимания.  Потом эти смельчаки, вероятно, возвратились в «места постоянного пребывания» и вновь сидели взаперти.
Конечно, апостолам тогда было тяжелее, чем нам теперь: им грозила опасность при любом выходе из дома. Попадаться на глаза торжествующим распинателям было нежелательно даже ради «неотложных нужд». И Лука и Клеопа не имели возможности получить легальный пропуск для похода в Еммаус - вероятнее всего, выходили из города они также скрытно.
Нынешние христиане -  богомольцы Московской епархии РПЦ -  получив от священноначалия циркуляры, предписывающие сидеть на Пасху взаперти, имеют прекрасную возможность стать настоящими подражателями апостолов. Правда, у них есть выбор: подражать большинству, добровольно остававшемуся взаперти, или же тем немногим -  наиболее ревностным, которые сумели преодолеть в себе страх июдейский и отправились-таки ко Гробу. Пусть даже тайком.
И выбор этот стоит вовсе не только перед мирянами. А как раз в первую очередь перед теми, кто уполномочен выпускать циркуляры.
Кстати, дальнейшая история Церкви полна примерами, когда в самых различных угрожающих ситуациях последователи Христа преодолевали этот самый «страх июдейский», открыто бросали вызов неверному миру и становились мучениками/исповедниками. Или, как минимум, положительными персонажами благочестивых поучительных историй.
Наверное, мало сегодня в РПЦ найдётся  таких, кто не знаком с популярным православным бестселлером «Несвятые святые» митр.Тихона (Шевкунова). Эту книгу разве что ленивый не расхвалил. Большинство её действующих лиц приобрели огромную известность и теперь, наверное, действительно недалеки от официальной канонизации. Так вот, одно из таких лиц - это архимандрит Алипий (Воронов), «Великий Наместник» Псково-Печерского монастыря. В книге он представлен доблестным борцом с окружающей агрессивно-безбожной советщиной, бесстрашно пресекающим её антицерковные поползновения. Так вот, в свете нынешних событий очень злободневными представляются следующие эпизоды.

Зимним вечером в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин. Остолбеневшим посетителям он спокойно пояснил:
- Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою.
К слову сказать, сожженный документ являлся постановлением Правительства СССР и под ним стояла подпись Н. С. Хрущева.

Почему бы священноначалию РПЦ не взять этот поступок в пример и не бросить в камин письмо главного санитарного врача? Неужто главсанврач страшнее Хрущева? Или всё же причина в том, что кому-то не хватает храбрости о. Алипия? Страх июдейский оказывается сильнее? Ведь очевидно, что решение о закрытии храмов для прихожан родилось вовсе не из-за опасности заражения.
Но вот циркуляр вышел и стал данностью. Предписано проводить пасхальные богослужения без прихожан. Распоряжение спускается к среднему и низшему звеньям - к благочинным округов и настоятелям храмов. Теперь они уже становятся перед выбором: выполнять или не выполнять циркуляр? Да-да, именно перед таким выбором (конечно, найдётся немало таких, для которых сама подобная постановка  вопроса покажется святотатственной: как это - не выполнять циркуляр священноначалия??? К сожалению, понятия «священноначалие» и «Церковь» для них стали неразличимы). Надеюсь, что всё же найдутся и такие, которые вспомнят ещё один эпизод из биографии о.Алипия:

… В монастырь был прислан указ, запрещающий служение панихид в пещерах. Это означало прекращение доступа в пещеры, а потом и закрытие монастыря. Указ был подписан Псковским епископом. Но, несмотря на это, отец Алипий распорядился служить панихиды по-прежнему.
Узнав об этом, городские власти примчались в монастырь и осведомились, получил ли отец Алипий указ от своего правящего архиерея. Отец Алипий ответил утвердительно.
- Почему же не выполняете? - возмущенно спросили чиновники.
На это отец Алипий отвечал, что не выполняет указа, потому что он написан под давлением и по слабости духа.
- А я слабых духом не слушаю, - заключил он. - Я слушаю только сильных духом.
Служение панихид в пещерах не прерывалось.

Как видим, для архимандрита Алипия понятия «Церковь» и «священноначалие» воедино не слились. Он умел их различать, когда это действительно необходимо было делать. Почему бы благочинным и настоятелям Московской епархии не взять на вооружение пример «Великого Наместника»? Или они думают, что в данном случае обошлось без давления и слабости духа?

…Очень хочется надеяться, что страх июдейский на предстоящую Пасху будет все-таки преодолён. Тут ведь надо ещё принять во внимание то, что если этот страх не преодолеют в себе архипастыри и пастыри, то мы - овцы - становимся заложниками этого страха. Если священники не откроют двери церквей - не будем же мы их взламывать? Именно мы останемся без соборной службы - перед закрытыми дверями, словно те провинившиеся юродивые девы, а клирики за дверями будут вкушать пир - справедливо ли это?
…Вообще-то, я втайне лелею такую надежду, что циркуляры на самом деле выпущены начальством Московской епархии «для отвода глаз». Мол, кинули церберу церберово - документ официальный выпустили, а в действительности никто не будет препятствовать «волонтерам» течь ко Христу по подобию Петра и Иоанна.
Если же циркуляры - всерьёз, и епархиальное начальство на самом деле собирается помогать властям хватать и не пущать (да еще, чего доброго, карать священников, которые посмеют не подчиниться), то всё очень печально. Это будет очередным и весьма ярким свидетельством нарастающей апостасии. Не может христианин, а тем паче священноначалие, добровольно смиряться с тем, что церковные собрания в день Св.Пасхи приравнены по статусу к посиделкам в кабаках и тусовкам в ночных клубах (и даже оказались «ниже по рангу», чем продовольственные магазины). И все отговорки про «заботу о жизни и здоровье людей», «боль в сердце» и «тяжелое время» в церковном документе звучат крайне фальшиво. Да, обычно Церковь не устраняется от общественных проблем и не игнорирует «градские законы», но есть определенные грани, которые переходить нельзя.
Апостольское вынужденное «сидение» за закрытыми дверями в первый день Пасхи  - да, имело место быть. Но вряд ли эта «самоизоляция» - сама по себе - может служить извинительным примером для нас сегодня. Да, Христос пришёл потом к «изолированным» через затворенные двери - но это произошло уже после того, как самые ревностные из учеников побывали у Гроба и принесли радостную весть о Христовом Восстании. Именно этой ревности нам следует подражать. Очень хотелось бы надеяться, что священнослужители Московской епархии будут проявлять и поощрять именно эту  ревность, а не «страх июдейский». Что они не будут препятствовать подражателям жен-мироносиц и апостолов Петра и Иоанна в сию спасительную нощь притекать ко Христу. И будут вместе с ними игнорировать - ради неповторимой радости Пасхальной -  «опасности» штрафов и эвакуаций автомобилей на спецстоянки.
А уж потом мы законопослушно насидимся «за дверями затворенными» -  обещаем.
Previous post Next post
Up