Старообрядчество, расколы и секты
Начало старообрядчества в пределах Н. и Г. еп. связано с дозволением кн. Г.А. Потемкина старообрядцам селиться на левом берегу Днепра и построить монастырь или церковь в подчинении православной иерархии, где (в пределах нынешней Запорожской и Мелитопольской еп.) в 1787 г. были основаны старообрядческие поселения и основан Корсунский Богородичный монастырь, перенесенный в 1790-х гг. ниже по течению Днепра между с. Каховкой и с. Казачьими Лагерями. В середине XIX в., после обращения Корсунского монастыря в Православие, в пределах Н. и Г. еп. жило небольшое число раскольников поповцев и беспоповцев, а также единоверцев. Так, на 1883 в Верхнем Рогачике числилось 23 чел. раскольников, в Нижнем Рогачике - 15, в Большой Лепетихе - 18, в Малой Лепетихе - 39, в Горностаевке - 17, в Каирах - 5, в Агайманах - 10. Духоборцы в первой половине XIX в. были расселены в пределах нынешней Бердянской епархии у р. Молочной, скопцы в середине XIX в. жили в пределах нынешней Запорожской и Мелитопольской епархии, молоканы, пашковцы и прыгуны жили в XIX в. пределах Бердянского уезда. Во второй половине XIX в. в Днепровском уезде Таврической епархии была распространена также секта марьяновцев, жили марьяновцы преимущественно на территории нынешней Херсонской и Таврической епархии. Основателями секты были солдатка Мариамна Тимофеева, совращенная в скопчество Сухониным, и крестьянин с. Костогрызово Леонтий Мороз. По видимости они исповедовали православную веру, но, по сообщениям благочинных, не вкушали мяса и не являлись на богослужения перед исповедью и причащением Св. Христовых Таин. На 1883 г. 4 души марьяновцев проживали в с. Агайманы
[1].
На правом берегу Днепра, в пределах северо-восточной части Херсонского уезда, в с. Тягинке проживала немногочисленная община беглопоповцев
[2]. Во второй половине XIX в. старообрядцы Мелитопольского уезда относились к единоверцам и сторонникам Белокриницкого согласия противоокружников. Храмы тех и других находились в Большой Знаменке (церкви единоверцев приходская и кладбищенская, церкви противоокружников и окружников Белокриницкой иерархии) и Водяном (молитвенный дом противоокружников). На территории Н. и Г. еп. в 1908 г. противоокружники жили в селах Верхнем Рогачике (37 человек), Нижнем Рогачике (27), Карайдубине (2), Ушкалке (11), Большой Лепетихе (58), Малой Лепетихе (36), Екатериновке (11), Зеленом (13). В 1921-1922 г. власти передали в бесплатное пользование молитвенный дом противоокружникам, принадлежавшим к приходу Большой Знаменки. В 1925 г. община численностью 50 лиц старше 18 лет прошла госрегистрацию. Большезнаменская община подчинялась Одесскому епископу Кириллу, затем Харьковскому епископу Белокриницкого согласия
[3]. В конце XX - начале XXI вв. общины старообрядцев на территории Херсонщины не зафиксированы.
4.2. Раскол УАПЦ
В 1990-1991 г. на территории Херсонской области образовалось шесть приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви», зарегистрированной в Киеве осенью 1990 г. Согласно информационному и статистическому отчету отдела по делам религий Херсонской областной госадминистрации (завотделом облгосадминистрации В. Панченко) за 1992 г., к шести зарегистрированным в 1991 г. религиозным общинам УАПЦ в 1992 г. прибавились еще шесть общин, но по состоянию на конец 1992 г. все они принадлежали к юрисдикции УПЦ КП. Впрочем, по оценке завотделом религий, около 40% общин УАПЦ-УПЦКП (руководитель - «епископ» Спиридон Бабский) существовали только на бумаге, поскольку руководство раскольников Николаевско-Херсонской епархии спешило перехватить верующих на местах, но средств на строительство храмов, священников (на конец 1992 г. в УАПЦ-УПЦ КП по Херсонской области числилось семь священнослужителей) и квартир священников не хватало. Только два прихода УПЦ КП получили от властей в распоряжение типовые храмы, остальные приходы вели богослужения в приспособленных помещениях
[4].
Конфликт между УАПЦ и религиозными рейдерами УПЦ КП в первой половине 1993 г. обострился по поводу конфессиональной принадлежности прихода в с. Золотой Балке Нововоронцовского района. Одной из причин конфликта было распределение иноземной гуманитарной помощи
[5]. В июле того же года замглавы Совета по делам религий при Кабинете министров Украины А. Губар проинформировал Херсонскую облгосадминистрацию, что зарегистрированных конфессий или епархий под названием УАПЦ на Украине не существует, потому нет оснований для постановки вопроса об имущественных правах религиозных общин с. Золотая Балка
[6].
Однако местные жители, в т.ч. представители власти, не собирались терпеть произвол властей, поддержавших создание и расширение УПЦ КП. Нововоронцовская районная прокуратура потребовала от «священника» УПЦ КП Р. Белого, чтобы он покинул пределы села, о чем облгосадминистрации докладывал секретарь епархии УПЦ КП А. Квитка, настоятель раскольнического прихода с. Змеевки в Бериславском районе области. Глава приходского совета золотобалковской общины г. Сликанич при поддержке участкового инспектора милиции опечатал молитвенное помещение, мотивируя свои действия переходом общины под руководство львовского «архиепископа» Петра (Петруся)
[7].
В дальнейшем конфликтующие стороны сошлись на том, что в селе имеются два прихода - один под юрисдикцией УПЦ КП, другой - в ведении УАПЦ. Только 5 июня 1995 г. государство признало законный статус УАПЦ, но еще по результатам 1993 г. херсонские власти признавали законную принадлежность к УАПЦ одного прихода - в с. Золотой Балке. Кроме того, по мнению завотделом по делам религий облгосадминистрации, ввиду нежелания общин УПЦ КП регистрировать изменения в своих уставах, юридически они относились к УАПЦ
[8].
В 1995 г. в Нововоронцовском районе появился еще один приход УАПЦ за счет перехода общины УПЦ с. Михайловки
[9], расположенной поблизости от с. Золотой Балки. До 2015 г. Таврийскую епархию УАПЦ возглавлял «митрополит» Макарий (Малетич). В 2015 г. руководство УАПЦ взяло курс на поставление высокообразованных «архиереев», в этом году были рукоположены юрист Виктор (Бедь) и Борис (Харко), кандидат экономических наук, доцент, юрист-международник, ставший «епископом» Херсонским и Николаевским. В подчинении руководства Таврической епархии находятся приходы в Херсонской и Николаевской областях, а также по одному приходу в Днепропетровской и Одесской областях, разделенные на четыре деканата (благочиния). В Новокаховский деканат входят приходы в г. Новой Каховке, Таврийске, сел Обрывках и Новых Лагерях Новокаховского горсовета, сел Михайловки и Золотой Балки Нововоронцовского района, приход в г. Одессе и приход в с. Степном Широковского района Днепропетровской области.
[1] Гермоген, еп. Псковский и Порховский. Таврическая епархия. Псков: 1887. - С. 229-304.
[2] ХЕВ. 1901, № 13. «Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям». - С. 471.
[3] Бельский А. Запорожские старообрядческие общины. - [Электронный ресурс.] -
http://list.zp.ua/item1624.html Режим доступа: 04.01.2018.
[4] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 461. Л. 1-4, 10, 14.
[5] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 465. Л. 10.
[6] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 468. Л. 8.
[7] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 468. Л. 11-12. 24 декабря 1992 г. «патриарх» Мстислав (Скрипник) провел совещание, на котором назначил управляющим делами патриархии УАПЦ Львовского архиепископа Петра (Петруся).
[8] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 469. Л. 1.
[9] ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 473. Л. 9.