10 лет на приходе. Таинство Крещения-2

Aug 30, 2023 22:16

Начало здесь: https://dm-jurevch-67.livejournal.com/488221.html - "Пение младенчика", сегодня размещаю главки "Крещение в Днепре", "Дипломная работа и суеверия", "Красные линии", "Целая жизнь за полтора часа", "На месте Каменской Сечи". Фотоиллюстраций по теме пока нет. В планах главки "Символ веры" и еще две-три.

Крещение в Днепре

После рукоположения прибыл на первое место служения, в монастырь, и порасспрашивал: кто как крестит? Оказалось, взрослых и возрастных детей попросту обливают. Спрашиваю, как в России крестят? - обязательно погружением, - рассказывал мне один батюшка аж из Алтая.

Смотрю святителя Луку, указы: за поливание одетого, окропление и оплескивание - запрет, осуждается сокращение чина. Вспоминаю мнение диакона Михаила Желтова, он писал об этом на одной из дискуссий священнического интернет-форума: категорически не желательно сокращать и пропускать молитву освящения воды, что даже старые священники практикуют. Вливается вода освященная, крещенская, это неправильно. В молитве священик обращается со специальными прошениями о крещаемом, следовательно, она - чуть ли не важнейший элемент всего чинопоследования!

О крещении в Днепре задумывался уже на сорокоусте и, наконец, этот день настал. При монастыре открыли детский православный летний лагерь. Меня назначили духовником обоих групп детского лагеря, мальчиков и девочек. В следующем году, когда уже служил на приходе, снова назначили в лагерь, теперь уже только к группе девочек. Одна девочка оказалась некрещеной, ее и взяли в лагерь с условием, что она посмотрит, подумает и примет решение о крещении.

Девочка бывала на богослужениях, на общей молитве, лет ей было двенадцать или тринадцать. Жила и училась в интернате для детей с особыми потребностями. Спрашивала: что, как, почему? Хотела быть, как все, чтобы исповедоваться и причащаться, быть христианкой.

Никто ее не неволил. Я специально объяснял это, о добровольности. Те вопросы, которые священник задает восприемнику или самому крещаемому, их можно задать заранее, чтобы человек подготовился. Когда узнала, что крещение будет совершаться в Днепре, последние сомнения отпали.

Чин проходил так. Одна девочка вызвалась быть крестной. Другие девочки вызвались помогать, хотели поприсутствовать. Оглашение и все до освящения воды, до троекратного погружения служили в храме. Потом взяли все необходимое, и с песнопениями, с крестом и иконами пошли к Днепру. Освящаю Днепр, обычная молитва. Заходим в воду по пояс, этого вполне достаточно, кладу руку на голову, крещаемая погружается.
Девочки помогают ей на берегу переодеться, и мы поднимаемся на высокий берег Днепра, Каховского моря. Поем церковное, не помню, что именно, наверное, «Отче наш», «Богородице, Дево», «Царю Небесный», «Святый, Боже», «Не имамы иныя помощи», «Кресту Твоему поклоняемся», «Спаси, Господи, люди Твоя». В храме совершаем оставшееся чинопоследование Таинств.

Подобный чин я повторил несколько раз на приходах. Все то же самое - оглашение, ектения, молитвы, с песнопениями идем к Днепру, крестим, и обратно, только теперь на спуске надо быть аккуратными, не свалиться, а подъем одолеваем в несколько рывков, с остановками на отдых. Шутка ли, подъем метров сто перепада высот и длиной до храма около километра.

Действо должно напоминать христианскую древность: пройти туда и обратно действительно, трудновато, крещаемый О. И. идет, завернутый в крыжму, на роль которой взяли простынь, а поскольу идем с певчими, то недостатка в песнопениях нет.

Некоторые детали забылись, не помню, как заходил в воду, наверное, менял подрясник. И с белым облачением хорошо: было праздничное, но было и требное, епитрахиль и поручи. Точно помню, попросил женщин на берегу отвернуться, да они и сами ученые.

Таким образом в Качкаровке были крещены в разное время в Днепре двое мужчин. Один из них, О. И., будучи некрещеным, зимой в год своего крещения стал часто ходить в храм - водил двоих своих племянников-близнецов на службу. Ему нравилось быть как бы крестным. Как часто случается, этот дядя объявил желание «крестить племянников», то есть, стать восприемником мальчиков. Ему объяснили, кто имеет право быть крестным, и тот стал думать, думать, долго думать, пока не решился на крещение.

На месте Каменской Сечи

В самом малом приходе, в селе Республиканец, совершили два крещения взрослых в Днепре. На обоих малых приходах полно было некрещеных, люди обращались, кто в монастырь, кто в Качкаровку, но изредка, кто в раскольнические храмы «УПЦ КП». Кажется, село это, Республиканец, назвали в честь УССР, с намеком на расположение здесь одной из последних столиц Запорожской Сечи - Каменской, основанной во времена кошевого атамана Константина Гордиенко и мазепинского писаря Филиппа Орлика, автора «конституции».

Республиканец входил в состав Новокаирского сельсовета. В Новых Каирах раскольники многие годы пытались организовать приход. Местные власти выделили им половину аварийного дома быта напротив здания сельсовета, там и пытались служить. На момент моего назначения на приход Качкаровки и соседних сел Новокаирам с раскольником не везло: назначили бывшего настоятеля Золотой Балки. Тот успел сделать с супругой девятерых детей, но изменил и стал жить с другой, за что херсонское начальство его сняло с Золотой Балки и назначило в Новые Каиры. Служил ли раскольник здесь, или не довелось, мне неизвестно, но точно известно: двадцати девяти лет от роду лжесвященник умер.

Приехал херсонский, ученый, даже английский язык преподавал в местной школе, знаток украинской истории. При нем, кажется, у раскольников наладилось, и этот новый иногда приезжал на требы в Республиканец. Словом, Республиканец жил духовным сиротой и ходил то к православным каноническим, благо монастырь - рядом, то прибегал к раскольникам, и давно здесь обосновались баптисты и пятидесятники.

Крестил здесь в Днепре в разные годы двух женщин - пожилую Л., уже за шестьдесят лет, и молодую женщину. Случай редкий - Л. стала прихожанкой. Почти уникальный случай, - как бы правильно, с оглашением и научением, не совершишь Таинства, мало кого из этих делегаций из крещеных, восприемников, родителей и бабушек дождешься на службе. Как правило, на службе видишь новокрещеных из православных семей и, иногда, принесут причащать новокрещеных младенцев.

Л. повезло. Она дружила со старостой прихода, жила от нее недалеко, по соседству, а староста и сама только-только начала воцерковляться. Женщины - существа восприимчивые ко всякой красоте и непременно - к романтике и сентиментальности. Республиканец - на отшибе, жизнь уже потихоньку заканчивается, а тут батюшка появился и приход малюсенький образовался.

Значит, последние сомнения уходят, и мы идем от центра села на залив, на бывшую речку Каменку, все, как обычно, чуть не полдня занимает такой чин, от первого возгласа до целования креста быстрее, чем за два с половиной часа, не управишься. Снова певчие, они приехали из Качкаровки, и огромная польза для немногочисленных прихожан: вот, как оно может совершаться. На трапезу зовут священника с помощниками, значит, можно ответить на недоумения, которые почему-то неудобно задать в церви.

Доводилось и в бочке крестить. Однажды на малом приходе в Мыловом женщина захотела креститься зимой. Нашли бочку, покрестили. И в главном приходе несколько раз совершали крещение над взрослыми и подростками в бочке.

Но христианами из таких крещеных, будь то в бочке крещеных, в Днепре или в купели, стали единицы. Все-таки, главным вопросом был не способ погружения, а вера или суеверия.

Дипломная работа и суеверия

Обычное предствление сельского люда нашей Херсонской области о православной вере и о Таинстве Крещения чаще всего исчерпывалось фактом крещения, «крестинами» и «вечерями». Владыка рекомендовал во время одного из епархиальных собраний проводить с восприемниками и родителями огласительные занятия, если не три занятия, то хотя бы два, хотя бы одно, или в крайнем случае - проводить оглашение перед началом Таинства. Иначе, когда неоглашенные участники Таинства Крещения затем не появляются на службе, - вина самого священника на лицо.

С суевериями я столкнулся в первые же дни после рукоположения и временного определения на монастырское послушание. По благословению владыки, рукополагавшего меня, первого Новокаховского правящего архиерея, епископа Иоасафа, отправился на автобусе за вещами в Джанкой. Вещи мои хранились на квартире у руководителя информационного отдела епархии отца В., под началом которого я служил в Крыму.

По дороге разговорился в одном из райцентров с таксистом, мусульманином. Новорукоположенные священники имеют такое свойство: случайные встречные люди иногда такого нарасскажут, что можно неокрепшему веру потерять. Наверное, поначалу Господь испытует. А также хранит, от чего-то предостерегает.

Так вот, таксист обрадовался батюшке и говорит: я тоже верующий, я двоих наших крестил, русских. Я уточнил у него, сам ли он крестил, или был восприемником. Оказалось, действительно, был «восприемником», «крестным», приобрел кумовьев, что не мешало ему ходить в мечеть.

Дальше - больше. Постепенно, в течение нескольких лет, узнал на приходе, в чем состоят представления местных жителей о водном крещении и о Таинствах вхождения в Церковь. Для местных главным делом было - заиметь крестных и получить сам факт крещения. В храм ходили единицы даже на главном приходе, на малых приходах - и того меньше.

Сведения о вере православной и о крещении получали от своих авторитетных родственников - бабушек, мамок. Знали назубок, что только крещеных людей отпевает священник. Имея крестных, рассчитывали на их помощь в трудные годы, хотя и были эти крестные, как правило, родственниками или друзьями родителей. В селах соблюдалась традиция «вечерь»: крестники носили своим крестным пищу вечером в канун Рождества. Таких крестников трудно было застать на Рождественском всенощном бдении, они заняты «вечерями». О постной пище в сочельник, о запрете напиваться, и говорить излишне: все такие порядки знают с малых лет.

Работая над дипломной работой, я пришел к выводу, что с новозаветных времен, во времена мужей апостольских и апологетов существовали три главные нормы, или требования, для желающих принять Таинство Крщения. Эти три нормы - вера, покаяние и правильное волеизъявление. Главной нормой была вера, апостол благовествовал вельможе Эфиопской царицы: «Евнух сказал: вот, вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8, 36-37).

У апостола Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Из веры проистекает необходимость изменения (метанойя) человека, покаяния в своих грехах. Не креститься, а потом уверовать, потом каяться, но уверовать, каяться и креститься. Берем сейчас основу, правило, об исключениях пусть рассуждают ученые мужи.

Четко обозначено в Новом Завете и требование волеизъявления. Об этих требованиях можно почитать в разделе сакраментологии пространных учебников догматического богословия. Изучение творений мученика Иустина Философа и «Апостольского предания» выявило наличие тех же требований к взрослому, желающему принять Таинство Крещения, правда, в каноническом памятнике имелось множество дополнительных требований, которые так или иначе сводились к трем базовым, вере, покаянию и волеизъявлению.

Почти никто из родителей и восприемников, привозивших детей на крещение, не соответствовал этим нормам. И речь даже не о желании крестить «для здоровья», «потому что бабушка сказала», «потому что все крестят», «чтобы крестные были», «чтобы испытать особые ощущения», - и такое довелось слышать, - но речь о ложной вере, точнее, суеверии, без которой невозможны ни покаяние, ни правильное волеизъявление.

Целая жизнь за полтора часа

В первые год-полтора на приходе установился чин с дополнениями. А именно, чинопоследование Таинств Крещения и Миропомазания по Требнику служилось без сокращений. Таинство совершалось в холодное время в крестилке, в теплое - в большом храме. В крестилке устроили теплый храм, об этом расскажу отдельно. Приносили купель - ванночку, а по окончании выносили воду в непопираемое место.

Мои помощницы, свечница Л. и просфорница Н., вели с крестными и родителями предварительный разговор о технических деталях - крыжме, свечах, крестике, порядке службы, раздевании и одевании. На третий или четвертый год я решил не требовать от людей за любую требу фиксированную оплату, если кто не имел средств, могли безвозмездно молиться, но такое случалось редко. От того, что у нас не назначается такса, люди приходили в недоумение, спрашивали, сколько другие дают, сколько в других местах, и тогда им называли примерную сумму пожертвования. Прийти, получить нечто и не заплатить, - такого люди не понимали, все же привыкли себя считать честными. Как в магазине! - но я бы все же с магазином не сравнивал, все понимали - святыня, церковь, - а привычки к святыне, понятия святыни за целую жизнь не выработались.

Не понимали люди и того, что за эти час пятнадцать минут или полтора часа рождается духовно новый человек. У любого крещеного две жизни, одна - до крещения, другая - во время совершения Таинства и после, до самой смерти и перехода в вечность. На слова об ответственности крестных в готовности кивали головой, они заранее приготовились претерпеть часок, пусть полтора, пока им в церкви «повтирают», а дальше - приятные подробности материальной заботы, «вечери», общение с крестником и его родителями, нисколько не препятствующие и дальше плыть по течению, как плыли, широкой дорогой в адские двери.

Каждому восприемнику я объявлял три обязанности: молиться всю жизнь о крестнике, принимать участие в его православно-христианском воспитании и привозить, затем приводить малолетнего крестника в церковь на причастие. Не помню такого ни разу, чтобы восприемник или восприемница отказались исполнять эти свои три обязанности. Но случаи того, чтобы восприемники действительно, привозили крестника на службу, затем приводили, исчерпывались постоянными прихожанами или непродолжительным посещением храма в течение нескольких дней, недель, месяцев.

Но о приезжих такого не скажу, думаю, некоторая часть восприемников из дальних сел и городов все же церковь посещала, молилась о крестниках. Воспитание же исчерпывалось формулами: будь хороший, слушай маму с папой, учись в школе, иначе не проживешь, здоровье береги, и прочее, и прочее, отстоящее от православной веры, как солнце от земли.

Случались и настоящие крещения с настоящими восприемниками. Именно, что, изредка случались. Хорошо запомнилось крещение четверых детей. Неблагополучная семья, отца нет, сидели в тюрьме, мать любила выпить. Мы сказали, что денег не возьмем. Они переехали в Качкаровку из левобережья и здесь друзей не имели. Тогда я попросил быть крестными четверых прихожан: молитва от таких восприемников будет точно, постараются в храм привести на службу, будут подарки дарить и слово о вере скажут.

И такой подход сработал! Прошло несколько лет, и дети гурьбой стали прибегать на службу. О каком-то христианском воспитании дома и речи не было, - по-прежнему пьянки, в шесть или семь лет появилась в их жизни школа и немедленно стала их затягивать в мирской омут, да еще приправленный национализмом. Многие дети, ходившие к нам поначалу, под действием школьной атмосферы и презрения к церкви одноклассников, переставали посещать богослужения. Исключениями были празднование Пасхи и немногочисленные экскурсии выпускников и кружков истории и ботаники.

Но эти дети в силу, наверное, своей «неблагополучности», а также дружбой с крестными и, конечно, молитве наших прихожан, продолжали ходить. А перестали, по рассказам прихожан, после снятия меня с прихода.

Красные линии

Нормальное оглашение родителей младенца и восприемников на практике оказалось невозможным. Отец ребенка работал, мать за ребенком ухаживала и готовила, восприемники жили в далеких селах и городах, либо по горло заняты были добыванием хлеба насущного.

Некоторые знали «Отче наш» на украинском или русском языках. Некоторые читали по складам и Символ веры для них прочитать было нереально. Тогда я ввел следующую практику: Символ веры громко и вразумительно читала прихожанка Н. Перед началом Таинства я говорил только о смысле Крещения и Миропомазания в кратких словах, говорил об обязанностях крестных. Такой объем информации вполне умещался в мозгах восприемников и родителей, по крайней мере, до конца чинопоследования.

Делал небольшие вставки и разъяснения по ходу огласительной части чина. Перед заклинательными молитвами объяснял, для чего они необходимы. Кратко объяснял «дуновение», «плюновение», отрицание сатаны и сочетание со Христом. Эти вставки занимали секунды времени, но они разъясняли «темные» для восприемников места, позволяли немного снять напряжение.

И ребенку, и взрослым тяжело простоять с непривычки час-полтора на молитве и Таинстве в храме, потому часто предлагал после оглашения сделать небольшой перерыв. Помощники наливали предварительно подогретую воду в купель, я надевал фелонь белого облачения. Восприемники с «делегацией» могли немного посидеть на скамейке, сбегать в машину. В этот же момент я напоминал о возможности покормить ребенка, сходить в туалет.

Между прочим, однажды ребенок в купели уписался. Пришлось воду вылить в непопираемое место, накипятить воды снова, по-новой отслужить фрагмент от великой ектении до освящения воды. Пришлось еще успокаивать крестных и родителей, мол, ничего страшного, дело житейское, случается такое, а на правильность совершения Таинств этот инцидент не влияет.

И совсем другое дело, когда однажды взбрыкнулся неверующий родитель. Существует у нас такая «благочестивая» традиция, родители присылают на крещение не одну пару восприемников, но две, а то и три-четыре пары. Случилось у нас крещение местного младенца с крестными из Берислава - три пары приехало, трое парней и три девушки.

Отец ребенка вел себя странновато: сразу как-то устранился, сел в сторонке. Началось Крещение, начались разъяснения и вопросы. А незадачливому родителю вдруг приспичило сказать со своего уголка: я вообще, неверующий, не верю я в Бога. И пожелал «этой байде» поскорее закончиться. А мать ребенка не явилась, они же знали, что матери присутствовать не только не обязательно, но, к тому же, «строго запрещено», - а на молитву на сороковой день никто никогда не являлся. Так-то я всегда матерей приглашал прийти, усаживал их в сторонке, в притворе, пусть коснется их благодать молитвы, к тому же, может успокоить ребенка, покормить.

Что делать? Вера и волеизъявление - красные линии приходского священника. Спрашиваю восприемников: мать младенца тоже не верит в Бога? Они: мы не знаем, но вы крестите, ничего страшного, мы же верующие. И смотрю я на них, передо мной три лба выше меня и три крупные женщины, стоят шеренгой. Зачем они пришли? Объясняю: Таинство Крещения совершается по вере родителей и крестных, восприемников. От крестных требуется вера, это обязательно, но от родителей требуется вера и согласие на совершение Крещения. Если один из родителей не согласен, не верит, не хочет крестить ребенка, ему все равно, то священник крестить не имеет права.

Сказал им, смотрю: осмысливают. Молчат. Потом ближняя ко мне женщина из Берислава говорит: батюшка, но я же верующая, давайте, по моей вере, по вере крестных. Пожимаю плечами и показываю на парня в уголке. Сколько помню, бериславцы «уламали» его, тот что-то промычал, мол, не уходить же нам всем домой. И я благополучно завершил богослужение.

Но остался осадок. Люди сами себя обманули, и меня попытались обмануть. Рассказал как-то эту историю после службы у отца благочинного, всем благочинием служили на Великий пост. К моему удивлению, один из старших священников, не благочинный, мои действия осудил. По его мнению, следовало спокойно совершать Таинство, а после службы постараться все безбожнику объяснить.

Полагаю такой подход канонически неправильным, вопреки ясным словам Нового Завета. Это примерно то же, что совершил Симон волхв, Анания и Сепфора. У многих отцов бытует представление, что крестить следует по-любому, даже без гарантий о вере, покаянии и волеизъявлении, а там, после, благодать Таинства обязательно проявит себя в жизни крещеного младенца.

Не знаю, проявит или не проявит, но нам даны ясные канонические нормы, прописанные уже в Священном Писании Нового Завета.

богословие, Качкаровка, воспоминания, Летопись, Крещение, документальная проза, канонические нормы, Таинства, Днепр, Республиканец

Previous post Next post
Up