Духовенство и верующие УАЦ и УАПЦ во время немецко-фашистской оккупации

Jun 30, 2022 16:24

Доклад «Духовенство и верующие
Украинской Автономной Церкви во время немецко-фашистской оккупации на Херсонщине»
Доклад был прочитан на одной из конференций Рождественских чтений в Москве в 2020 году. В переработанном виде доклад вышел здесь: http://www.e-vestnik.ru/persons/ieromonah_iustin_yurevich/

Иеромонах Иустин (Юревич),
настоятель Покровского храма
с. Качкаровки Новокаховской епархии
Украинской Православной Церкви

Административное устройство
и религиозная политика оккупантов на Юге Украины

Гражданская администрация гитлеровцев все свои усилия направляла на решение вопросов безопасности и хозяйствования мобилизационного типа, продукция промышленности и сельского хозяйства уходила преимущественно в Германию и на фронт. В сответствии с предписаниями А. Гитлера и его заместителя по партии М. Бормана, администрация Рейхскомиссариата «Украина», подразделения РСХА - тайная полиция, СД, полиция порядка и жандармерия в содействии вспомогательной украинской полиции или фольксдойче, жестко регулировали деятельность религиозных организаций, в частности, в вопросах административного управления и иерархического строя РПЦ, недопущения католического миссионерства и крещения евреев, открытия храмов, семинарий, богословских курсов.



Берислав, Введенский храм (до 1880-х Воскресения Христова), 1941-1944 годы, немецкая оккупация

Как отмечает херсонский исследователь И. Синкевич на основе изучения немецких архивных материалов, изданных в 90-х гг. XX в. во Львове, политика «нового порядка» предполагала решение задач 1) поддержки развития религиозного движения, враждебного большевизму, 2) установления контроля за деятельностью религиозных организаций всех конфессий, 3) максимального использования конфессий для содействия немецкой администрации, 4) дробления религиозного движения, 5) препятствования влиянию РПЦ на население, 6) искоренения русского языка из церковного употребления .
В период оккупации Украинской ССР немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками был создан германский гражданский Рейхскомиссариат «Украина», подразделявшийся на шесть генерал-комиссариатов (генерал-бецирков), в т.ч. «Николаев» и «Крым». Значительная часть восточной части УССР и Крым входили в оккупационную зону А германской военной администрации. В западной части Николаевской, в Одесской и южной части Винницкой областей между реками Днестром и Бугом создана зона румынской оккупации «Транснистрия».
Граница генерал-комиссариатов Николаевского и Крымского проходила по Днепру. В сентябре 1942 г. округ «Крым» реорганизован в Таврический генеральный округ Рейхскомиссариата с центром в г. Мелитополе, Крымский полуостров остался в ведении военной администрации.
В состав генерального комиссариата «Николаева» входили большинство районов нынешних Николаевской и Кировоградской областей, правобережные районы Херсонской, несколько районов Черкасской областей (в современных административных границах). Николаевскому генерал-комиссариатству было подчинено 13 округов-областей (или гебитов; а всего в Рейхскомиссариате было создано 114 гебитов) и 60 районов, население составляло почти два миллиона человек. В пределах восточной части Николаевского бецирка были созданы два округа-гебита, Херсонский и Великоалександровский, переименованный в 1942 г. в Александрштадский.
В состав Таврического округа вошли большинство левобережных районов Херсонской и юго-западные районы Запорожской областей. В пределах западной части Таврического генерального округа созданы три округа-гебита, Алешковский, Каховский и Генический. Северо-восточные районы Херсонщины в сентябре 1942 г. вошли в состав Днепропетровского генерал-бецирка .

В каждом административном аппарате генерал-комиссариатов, состоящем из 35 отделов, было занято 155 германских чиновников . Немцы занимали должности также на уровне окружных и городских комиссариатов - гебит- и штадкомиссары с подчиненным им аппаратом, им всецело была подчинена украинская администрация - районные и сельские старосты.

Управление Автономной Церкви
на Херсонщине в пределах Николаевского бецирка и Таврического генерального округа

Автономная Церковь, которую до своей смерти от рук бандеровцев в мае 1943 г. возглавлял митр. Алексий (Громадский), и шовинистическая «автокефальная церковь» архиеп. Поликарпа (Сикорского) поставили епископов в Николаеве и Мелитополе.
Архиеп. Херсонский и Николаевский Украинской Автономной Церкви Антоний (Марценко; титуловался также Херсонским и Одесским) возглавлял епархию с 22 августа 1941 до марта 1944 гг., в 1943 г. проживал в г. Первомайске . В Херсоне владыка Антоний создал Херсонское Духовное правление.
Еп. Автономной Церкви Серафим (Кушнерук) в июле 1942 г. рукоположен в епископа Николаевского, в сентябре того же года назначен викарием Херсоно-Николаевской епархии, различные источники титулуют его Николаевским и Херсонским . С декабря 1942 по сентябрь 1943 гг. с титулом Мелитопольский и Таврический управлял Крымской (Таврической) епархией в г. Мелитополе. Еп. Серафим создал Духовное управление в Мелитополе, его деятельность охватывала Таврический генеральный округ и Крымский полуостров. Летом 1943 г. он объявил себя автономным епископом и перестал поминать за богослужениями митр. Сергия (Страгородского). По выражению М. Шкаровского, владыка Серафим занял пронемецкую позицию . Решение об автономности еп. Серафима можно объяснить требованием немецких властей о невмешательстве глав и епископов Автономной Церкви и «поликарповцев» в деятельность других епископов и о запрещении епископам выполнять постановления архиереев, пребывающих за пределами своего бецирка. Архиереи и священники должны были повиноваться только генерал-комиссарам, нижестоящим чинам администрации, СД, гестапо и прочим службам безопасности. В 1948 г. был осужден советскими властями в г. Запорожье.
«Поликарповская» УАПЦ наибольшее число приходов имела на Западной Украине, Правобережье и в Харьковской области. В центральной, южной и восточной частях УССР Автономная Церковь имела значительное превосходство над раскольниками. В отдельных регионах оккупанты искусственно создавали преобладание либо УАПЦ, либо УАЦ. В Херсонской области все или почти все приходы Херсонского округа Николаевского генерал-бецирка, Алешковского, Каховского и Генического округов-гебитов Мелитопольского генерального округа принадлежали к Автономной Церкви.

Православные
приходы и духовенство Херсонщины



Греко-Софийский храм г. Херсона во время оккупации

До революции в губернском г. Херсоне действовало 28 православных храмов, а перед войной была открыта только одна церковь - кладбищенская Всех Святых. На 1 августа 1942 г. открылись семь храмов.
Горожане стали публично креститься, носить крестики, доставали из тайников иконы и церковные книги. В городе открылся магазин церковной утвари, работала мастерская по реставрации и изготовлению икон. Православные приходы создали благотворительное общество для помощи беднейшему населению города. Областная экономическая команда выделила духовенству 30 тысяч карбованцев на реставрацию храмов с условием вести службу на церковнославянском языке с перспективами впоследствии переходить на украинский язык богослужения, подписанием обязательства лояльности к немецким властям и отказом от сотрудничества с украинскими националистами.
Многие приходские священники Херсонщины вынужденный коллаборационизм покрывали тайной патриотической деятельностью, некоторые прятали от немцев евреев и красноармейцев. Херсонский протоиерей Серафим Ожиговский оказывал помощь молодежи, скрывавшейся от насильственной отправки в Германию. Священник Свято-Духовского собора Леонид Гашкевич крестил более 120 евреев. Некоторые херсонские клирики отказывались служить молебен о здравии Гитлера, противились распоряжениям городского комиссара. Прот. Николай Герасимов за несогласие с распоряжениями властей был ими отстранен от служения. Этот же священнослужитель оказывал помощь партизанам, содействовал освобождению евреев из гестапо. Прот. Тимофей Закрицкий три месяца провел в застенках тайной полиции (гестапо), был освобожен по ходатайству двух тысяч горожан, а после изгнания немецко-фашистких войск был благочинным по Херсонской области и организовывал сбор денег для нужд фронта.
Приходская жизнь в г. Каховке восстановилась в 1941 г., тогда же учреждено Каховское благочиние в составе районов, в послевоенных границах, - Каховского (г. Каховка, села Любимовка, Князе-Григорьевка, Наталиевка, Новая Маячка, Черненька, Днепряны), Чаплынского (с. Преображенка), Горностаевского (села Горностаевка, Большая Благовещенка), Бериславского (г. Берислав - два храма, с. Качкаровка). Благочинным в 1943 г. был прот. Савелий Цыбульников .
После взятия Каховки в сентябре 1941 г. немецкими войсками прот. Савелий обратился к коменданту армейской администрации с просьбой разрешить проведение богослужений в гостинице «Петроградская». Тогда же, в сентябре 1941 г., началось истребление евреев, по ночам нацисты свозили еврейские семьи на хутор Терны и расстреливали. Мертвых и раненых фашисты бросали в сорокаметровый колодец. По свидетельству прихожанки Покровского храма Каховки Александры Беляевой, по ночам люди приводили к прот. С. Цыбульникову еврейских детей, которых он крестил, спасая от смерти .
В целом по юго-восточным Ворошиловградской, Запорожской и Херсонской областям во время оккупации открыто до 500 храмов . Впрочем, приведенные цифры не могут рассматриваться в качестве совершенно точных, т.к. некоторые приходы возобновляли богослужения, не спрашивая ни у кого разрешения, священники могли приезжать и, в силу различных причин, покидать приход, пока в обоих бецирках не были сформированы епархиальные управления и благочиннические округа, а также церковные органы, дублирующие иерархическую структуру власти германской гражданской администрации, - окружные, районные и приходские советы.
Согласно документам Государственного архива Херсонской области, в Голопристанском районе Алешковского округа было открыто 12 храмов, семь приходов имели священников, в пяти - были только старосты . Четыре из семи священников благочиния состояли в списках приходского духовенства Херсонской области за 1951-1952 гг.
Староста одного из сел того же Голопристанского благочиния, с. Кардашинки, возобновил деятельность местной Георгиевской церкви. По ночам он на весельной лодке через Днепр ходил в Херсон, покупал иконы в церковной лавке, ожидал следующей ночи и возвращался в село . А между тем, оккупационная администрация категорически запрещала использование лодок по назначению, тем более, для пересечения Днепра. Даже рыбная ловля дозволялась по особым разрешениям властей, и исключительно в воскресенье и праздники в определенное время. А владельцы лодок, велосипедов и собак обязаны были уплачивать особый налог.

Служение еп. Таганрогского Иосифа (Чернова)
на Херсонщине

В период с марта по июнь 1943 г. в г. Каховке жил и совершал богослужения еп. Таганрогский Иосиф (Чернов; впоследствии митр. Алма-Атинский и Казахстанский). В феврале 1943 г. таганрогская комендатура (Таганрог входил в зону А армейской оккупации) обязала его выехать из Таганрога в Мелитополь. В Мелитополе у владыки не было возможности служить, кроме того, он опасался требования тайной полиции проводить пропагандистскую работу, потому решил нелегально отправиться в г. Каховку. Право служения в Каховке еп. Иосифу предоставил еп. Мелитопольский Серафим (Кушнерук), за что последнего вызывали в полицию и отчитывали.
С владыкой Иосифом в Каховку приехали двое послушников - Александр Бухало (Бухалов), рукоположенный в Таганроге в январе 1943 г., и Сергий (Петров, впоследствии митр. Одесский и Херсонский). Сергия оккупационые власти занесли в списки для отправки в Германию, но еп. Иосиф объявил властям, что его иподиакон пострижен в монахи и рукоположен в иеродиакона . Молитвенник и прозорливец, владыка Иосиф подарил местной Покровской церкви икону прп. Пелагии с надписью «Покровскому Собору в память моего временного служения в Каховке. Иосиф, епископ Таганрогский. 1943 года Вознесение» . Статус кафедрального собора каховский храм получил только после учреждения Новокаховской и Генической епархии УПЦ.
Многие каховчане узнавали у владыки Иосифа о будущем своих мужей и детей, которые воевали на фронте. По словам прихожан Покровского храма, его проповеди были особенные, они отличались поэтичностью и образностью.
По пути из Мелитополя через Каховку, Херсон и Николаев в Умань епископ Иосиф был задержан штад-комиссаром в г. Николаеве. Немец потребовал заменить архиеп. Антония (Марценко), который «не справляется с работой». Еп. Иосиф сослался на каноны Церкви и ответил отказом. Он возносил за богослужениями имя митр. Сергия (Страгородского) . За отказ молиться о победе немецко-фашистского воинства и поминовение митр. Сергия владыка неоднократно арестовывался гестапо (тайной полицией), а в 1944 г. был арестован органами госбезопасности СССР и в следующем, 1945 г., приговорен к 10 годам лишения свободы.

УАПЦ на Херсонщине

От УАПЦ в Николаев 12 мая 1942 г. (первоначально управление находилось в г. Кировограде) был назначен кировоградский женатый священник, в монашестве «епископ» Михаил (Хороший), в Мелитополь - «епископ» Сергий (Охотенко) . В Александрштадтском округе к июлю 1942 г. были зарегистрированы шесть священников УАПЦ . Двое из них значатся в списках духовенства Херсонской области за 1944-1947 гг. Только эти священники имели право совершать богослужения и требы в предалах своих приходов, священники других округов (областей) к проведению богослужений не допускались, причем службы было разрешено проводить только на украинском языке .
Приказы рейхскомиссара, генерал-комиссаров и гебитскомиссаров регламентировали время проведения богослужений, добровольность участия в службах, способ и величину получения доходов. Так, в июле 1942 г. Александрштадтский гебитскомиссар предписал проводить богослужения по праздникам с 4 до 6 часов утра, кроме воскресных дней, когда время проведения служб не ограничивалось . Однако более ранним приказом от февраля 1942 г. гебитскомиссар штурмбанфюрер Шульце аргументировал обязательность труда в воскресенья в крайних случаях, каким он назвал последствия хозяйствования большевиков, в связи с чем все предприятия должны были работать каждый день с утра до вечера. Исключения в 1942 г. делались для праздников Нового года, Пасхи, Праздника труда, Троицы и Рождества Христова .
Украинским «батюшкам» и священникам Автономной Церкви запрещалось заставлять население принимать участие в богослужениях, запрещалось удерживать церковные налоги, кроме добровольных пожертвований, запрещалось использовать для получения доходов земли, принадлежавшие приходам до революции. Запрещалось во время эпидемий хоронить в открытых гробах и давать крест для целования . Регламентировались даже суммы пожертвований: за крещение 20, за венчание 50, за погребение 30 карбованцев; старосты получали право изымать у священников пожертвованные продукты, если они сочтут их излишними. Ремонты и строительство церквей категорически запрещались .
«Поликарповские» батюшки служили также на левобережье нынешней Херсонской области, в пределах Днепропетровского бецирка. Справочник о репрессированных деятелях УАПЦ упоминает настоятеля до 1944 г. прихода Великой Лепетихи «прот.» С. Явтушенко. Он неоднократно арестовывался и осужден ГПУ в 1920-х гг., в 1924 г. отрекся от священства. В 1941-1942 гг. был организатором церковной жизни «поликарповской» УАПЦ на Днепропетровщине .

Разрушение храмов

Во время немецкой оккупации церкви г. Херсона подверглись разграблению, пострадали также многие храмы Херсонской области. Иконы, ризы, Евангелия в серебряных окладах, серебряные кресты, ковры и многое другое - расхищены немецкими солдатами. В некоторых храмах немецкие фашисты устраивали склады, конюшни. На колокольне Покровского храма с. Качкаровки во время наступления советских войск немецкий корректировщик направлял артиллерийский огонь на позиции советских войск, расположенные на плацдарме в плавнях Днепра. В ответ советские артиллеристы обстреляли храм и разрушили южное крыло колокольни. Во время войны немцы пытались уничтожить соборный храм во имя иконы Божией Матери Корсунской Корсунского монастыря авиабомбами, артиллерийским обстрелом, противотанковыми болванками, после чего стены и свод отчасти разрушились .



Покровский храм с. Качкаровки после оккупации

Сокращения:
ГАХО - Государственный архив Херсонской области
ГПУ - Государственное политическое управление СССР
РПЦ - Русская Православная Церковь
РСХА - Главное правительство безопасности Рейха
СД - Служба безопасности и разведки, немецко-фашистская спецлужба
«УАПЦ» - «поликарповская» «Украинская автокафальная православная церковь», возглавлял «митрополит» Поликарп (Сикорский)
УАЦ - Украинская Автономная Церковь, взглавлял митрополит Алексий (Громадский)
УПЦ - Украинская Православная Церковь

В период немецко-фашистской оккупации были созданы уникальные условия для возрождения церковной жизни. Немецкая администрация в армейской зоне, в зонах Рейхскомиссариата «Украина», румынско-немецкая администрация в Транснистрии не препятствовали открытию храмов, но деятельность приходов подлежала суровой регламентации в интересах немецкого и румынского оккупационных режимов. Поначалу немецкие власти поддержали деятельность УАЦ, затем, при образовании УАПЦ архиеп. Поликарпа (Сикорского), в целях пропаганды поддерживали раскольническую иерархию. Но уже в конце 1942 г., учитывая сотрудничество УАПЦ с двумя ветвями ОУН - бандеровской и мельниковской, а также с пробандеровской в это время УПА, - оккупанты снова стали сдержанно поддерживать Автономную Церковь. На левобережье Херсонщины действовали приходы преимущественно УАЦ, на правобережье - приходов УАЦ было несколько больше, чем УАПЦ. Подвижническое служение совершали во время ВОВ многие священнослужители и миряне. Устные рассказы очевидцев и документы сохранили сведения о служении еп. Иосифа (Чернова) и прот. Савелия (Цыбульникова) в г. Каховке, которые в 1944-1945 гг. были репрессированы, но сумели после советских концлагерей много послужить Богу и Святой Православной Церкви.

военное, немецкая оккупация в ВОВ, история Украины, история Церкви, история России

Previous post Next post
Up