В субботу завершилась международная конференция "Киево-Печерская Лавра - Афон - Иерусалим: единство сквозь века".
К сожалению, я пропустил большую часть докладов и приветственных слов первого дня и два или три доклада второго дня. Большинство докладов имели узкий предмет исследований, общих докладов почти не было. Соответственно, участники конференции и немногие гости с особым интересом выслушивали то, что входит в их сферу интересов. По крайней мере, так было по моему ощущению.
Потому перечислю, что я выслушивал с большим интересом: иг. Петр (Пиголь), Православие в северо-восточном Причерноморье в средневековье и связи с Киево-Печерской обителью, Прокопюк Оксана Борисовна, Приходские храмы Киево-Печерской Лавры: проблемы, результаты и перспективы исследования, Бармин Алексей Вадимович, Феодосий Печерский и Иоанн Клавдиопольский (в докладе приведены результаты исследований происхождения "Завещания" прп. Феодосия Печерского), Бартош Алла Егоровна, "Всенежайшее доношение" афонского иеросхидиакона Григория Голуба в Киево-Печерскую Лавру (по документам ЦГИАК Украины), Сегеда Сергей Петрович, Святой Петр Калнышевский: соловецкое заключение, история могилы, антропологический портрет, Гайденко Павел Иванович, Несколько замечаний о типологии древнерусского монашества в Киевской Руси, и особенно, Пономарев Александр Михайлович, Деятельность настоятеля румынского монастыря Куртя де Аржеш архимандрита Дамаскина во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., а также, пожалуй, доклад Музычко Александра Евгеньевича, Исследования и популяризация Печерской Лавры и других святынь Киева в исторической мысли Одессы конца XIX - начала XX в.
Немало было прочитано и других докладов на высоком уровне, перечисленный список - моя личная заинтересованность. Мой доклад имел заголовок "Афонские и старообрядческие влияния в мужских монастырях нижнего Приднепровья". Поскольку рассчитывал на 20 мин., а выделяли 15, концовку не успел прочитать. На сей раз пытался иллюстрировать презентацией.