Отдельные священнослужители, служение которых проходило на северо-востоке Херсонщины, пострадали во время гонений безбожной власти, некоторые из них прославлены в сонме святых. Приводим также в списке имена уроженцев северо-востока Херсонской области, монашествующих и мирян. В список «реабилитированных деятелей церкви», «священников, монахов и активистов церкви», составленных на 2000 г. научно-редакционной группой в составе В. Мостового и О. Пасичник, включены сщмчч. Прокопий (Титов) и Онуфрий (Гагалюк), священники Петр Антонович (род. в 1877 г. на Волыни, служил в с. Тягинке), Лев Байков (род.1869 г. в с. Верхнем Рогачике, служил в г. Каховке), Виктор Бешляга (род. в 1891 г. в г. Каховке), Феодосий Берлов (род в 1867 г. в с. Никольском Высокопольского района, служил в с. Красносельском Бериславского района, с. Любимовке Каховского района),
Александр Вышгородский (род. в 1881 г. в г. Одессе, служил в г. Бериславе), Виктор Долгополов (род. в 1900 г. в Голопристанском районе, служил в с. Натальевке Каховского района), Александр Долгополов (род. в 1878 г. в г. Каховке), Никифор Колесников-Архангельский (род. в 1895 г. в г. Бериславе, был священником без прихода), Константин Мышевский (род. в 1886 г. на Подолье, служил в с. Нововознесенском Нововоронцовского района),
Сергий Ногаевский (Ногачевский, род. в 1896 г. в семье служащих Григорие-Бизюкова монастыря, служил в г. Бериславе, в г. Цюрупинске), Димитрий Пономарь (род. в мест. Ново-Воронцовке, служил в г. Голой Пристани), Петр Руднев (род. в мест. Нижних Серогозах, служил в с. Новой Маячке Каховского района), Евгений Симонов (род. в 1876 г. и служил в мест. Великой Александровке), Феодор Статкевич (род. в 1886 г. в г. Одессе, служил в с. Меловом, в г. Бериславе, в с. Трифоновке Великоалександровского района), Илья Токовило (род. в 1890 г. и служил в г. Бериславе), Евстафий Третьяк (род. в 1889 г. и служил в с. Ново-Алексеевке Генического района),
Никанор Якубович (род. в 1866 г. и служил в с. Ново-Григорьевке Генического района). В списках репрессированных и реабилитированных значатся также монашествующие и активисты Церкви: мон. Афанасий (Сторчеус; род. в 1878 г. в с. Малой Александровке Великоалександровского района, послушание нес в г. Херсоне), мон. Константин (Литвиненко; род. в 1869 г. в с. Новой Маячке Каховского района, послушание нес в Корсунском монастыре),
Елизавета Еременко (род. в 1892 г. в с. Трифоновке Великоалександровского района, прислуживала при ц. с. Новой Маячки Каховского района), Евдокия Зюзь (род. в 1871 г. в с. Любимовке Каховского района, в ц. того же села была церковной старостой), Димитрий Карпушенко (род. в 1894 г. в с. Новодимитриевке Великолепетихского района, был псаломщиком при ц. того же села), Гавриил Павлюченко (род. в 1874 г. в с. Малой Александровке Великоалександровского района, в ц. того же села был церковным старостой). В том же списке среди активистов различных конфессий значатся колхозники, рабочие, домохозяйки,учителя, служащие, безработные, рыбаки, охранники, моряки, железнодорожники
[1]. В списке не обозначена конфессиональная принадлежность, но большинство - православные (могут быть также обновленцы, липковцы).
[1] Мостовий В., Пасічник О. Список священиків, монахів та активістів церкви / Сповідь на Голгофі. Альманах. Документальні нариси, спогади, статті, списки про репресії щодо церкви та духовних осіб на Херсонщині за роки тоталітарного режиму. - Херсон, 2001. - С. 177-204.
Список очень неполный. Нет имени прписп. Варсонофия (Юрченко), выпускника Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре, клирика обители. Именно годы разгрома обители положили начало его подвижнического служения. Нет прот. Даниила Власова, архим. Сергия (Цыбульникова).
А вот как совершалось разрушение качкаровского Покровского храма в 30-е гг.: «Я видел своими глазами, - вспоминает уроженец с. Саблуковки, расположенной недалеко от с. Качкаровки, Д. Щербаков, - как свершался разор церкви варварами в начале тридцатых годов. Качкаровскую церковь тоже требовали безбожники разрушить, и их поддерживало многочисленное «босяцтво», а с его камней построить коровники в колхозах. Но жители села Качкаровки и окрестных сел не позволили это сделать. Люди днем и ночью не покидали храм, отстаивая свою святыню.
Председатель сельского совета, предколхоза, участковый милиции, активисты «босяцтва» бесились в злобе, грозя людям наказанием, но люди не расходились, стояли до конца, и власть отступила, приняв решение снять колокола, запретили священникам службу править, изъяли и уничтожили церковное имущество, а церковь отдали хлебному пункту для хранения зерна. Упряжкой 4-х лошадей стаскивали с колокольни большой колокол; мама моя тогда работала завмагазина рыбтреста, он был напротив церкви… я видел, как она плакала и крестилась, я видел плачущих качкаровцев…
Колокола какое-то время лежали под храмом, власти не знали, что с ними делать, а люди проходили мимо церкви по главной дороге села… молились, осеняя себя крестом, власти это раздражало. Тогда, собранные властями кузнецы надрубили на колоколах зазубрины, отбивали молотами куски от них, долго возились с большим колоколом… куски колоколов погрузили на брички, запряженные лошадьми, свезли по дороге к Днепру, погрузили на баржу и увезли вверх реки. Иконы, церковные книги, инвентарь и другое имущество было сожжено на костре в церковном дворе. Многих сельчан тогда репрессировали, и, говорили, - расстреляли»
[1].
[1] Щербаков Д. Воспоминание / Архив Покровской церкви с. Качкаровки Новокаховской епархии УПЦ Херсонской области.