Как молились запорожские казаки?

Apr 24, 2018 15:49

О феномене запорожского казачества написаны тысячи книг, научных и популярных. Казачество, Запорожье, Сечь - одна из наиболее популярных тем научных исследований и беллетристики. В духе современной "мягкой" "чертовщинки" беллетристы смело обсаывают кости "характерников", "переязычивая" запорожцев, вполне себе православных.

К счастью, запорожцы не вмещаются в схемы политических спекуляций, они жили и молились между пяти огней - католической, а временами арианской, люторской Речи Посполитой, православной и великодержавной России, мусульманских Османской империи и ее вассала Крымского ханства, а также, - Духовной Республики, как называют Афон. На одном из моих малых приходов, в с. Республиканец, сохранились руины, точнее, очертания, Сечи, сечевого кладбища. Как говорят археологи, из всех семи Сечей Каменская - наиболее сохранившаяся. И расположена она в черте нынешнего малого с. Республиканец, входящего в состав Новокаирского сельсовета Бериславского района Херсонской области. Село названо в честь Конституции республиканского характера, написанной Пилипом Орликом, соратник которого Кость (Константин) Гордиенко основал с запорожцами Каменскую Сечь после разгрома 4-й Сечи российскими войсками князя Текели. Но вот что удивительно, название села по неслучайной случайности указывает и на Духовную Республику - Афон. Безусловно, это только совпадение, но совпадение симптоматичное.

В 1730-1734 гг., согласно Димитрию Яворницкому, на Каменской Сечи служили греческий архимандрит Гавриил и русский священник (мирской - ?!) Дидушинский. Вероятно, этот священник Дидушинский - отец или дед Омеловского (Меловского, мой второй приход) священника Алексия Дидушинского, умершего в 1781 г. Супруга его - Любовь, сын - Петр, дьячок.

Как показывает научно-исследовательская деятельность института изучения Афонского наследия, возглавляемого историком Сергием Шумило, запорожцы в 18 веке ориентировались на связи с Афоном, Афонскими монастырями, казаки основали даже скит Черный Выр, что по афонским меркам - явление незаурядное ввиду доминирования греческого монашества и древних греческих обителей и негреческих обителей - монастырей и скитов.

Таким образом, афонские аскетические традиции, исихазм, Иисусова молитва, были распространены в среде запорожцев. Многие из них постригались в монашество и принимали сан, уходили на Афон, в Межигорский монастырь, Самарский монастырь, был приняты в Сечевую Покровскую церковь, что было весьма почетно. А после разгрома Новой Сечи поселялись в Пропастной Молчанской Софрониевой пустыни около Берислава, Каменской Сечи и Качкаровки, впоследствии приобретшей статус второклассного Григорие-Бизюкова монастыря.

В Республиканце 1 мая - праздник, день казачества, день основания Каменсчкой Сечи. Как показывают ссылки, ныне этот праздник имеет бизнесовую и культурно-историческую направленность: http://nk-online.tv/na-kam-yanskiy-sichi-vidbudetsya-ekskursiya-v-istoriyu-kozatstva-hersonshhini/ https://m.day.kyiv.ua/uk/article/den-ukrayiny/kozacke-svyato

казачество, история Украины, Каменская Сечь, Республиканец, путешественное, история России, монашество

Previous post Next post
Up