Новый год в #СевастопольНаш

Mar 16, 2015 21:37

Каким был новогодний салют в городе русских моряков

16 марта 2014 года большинство жителей Севастополя проголосовали за вхождение в состав России. Референдум в Крыму стал главным звеном в цепочке событий, приведших к обострению отношений российского руководства с США и странами Европы, к эскалации конфликта на Востоке Украины и к введению санкций. Я встретил с севастопольцами 2015 год и поинтересовался их настроением.



Песенка для Деда Мороза

В доме праздничная суета. Дед Мороз, Снегурочка и Звездочёт приехали, чтобы поздравить с Новым годом Вику, Машу и Алису. Девочки, наряженные в маленьких принцесс, встречают гостей на пороге.

- Где у вас тут можно поиграть? - спрашивает у них Дед Мороз. Сказочных героев приглашают в дом. Места в комнате совсем немного, но детям хватает и для хоровода, и для танцев, и для конкурсов. Однако ватные снежки в Деда Мороза приходится бросать в упор. После того, как и загадки оказались отгаданы, Снегурочка спрашивает у девочек:

- А вы нам что-нибудь подготовили?

Маша и Алиса, которые постарше, встают в центр комнаты и с серьёзными лицами начинают петь гимн города:

Ты лети, крылатый ветер
Над морями, над землёй,
Расскажи ты всем на свете
Про любимый город мой.
Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах
Воевали наши деды
И прославились в боях.

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков!

- Ура! Отличная песня! - Снегурочка хлопает в ладоши. Вне сказочной роли её зовут Марией. Она говорит, что севастопольские дети нередко поют Деду Морозу именно гимн Севастополя. Этот Новый год город впервые встречает в составе Российской Федерации.



«Мы этого ждали всю жизнь»

- Дима, стой! - кричит Вячеслав сыну. Ребенок, увлечённый льдинками на асфальте, то и дело норовит выскочить на проезжую часть. Молодой папа занят важным делом - из множества ёлок выбирает самую красивую. Новогоднюю ночь он собирается провести дома с семьёй, все члены которой голосовали за вхождение в состав России и уже успели получить паспорта.

- С каким настроением будете праздновать? - спрашиваю Вячеслава.

- Конечно, с хорошим. Во-первых, мы в другой стране. Во-вторых, это - праздник долгожданный, семейный. Всегда хорошее настроение в Новый год. Особенно, когда теперь он русский Новый год! Первый русский Новый год, - объясняет Вячеслав и обращается к сыну, - Да, Димон?

- Да! - отвечает мальчик.

Держа сына за руку, Вячеслав уносит с базара связанную елку. За его спиной остаётся дом, на торце которого нарисовано яркое граффити с Владимиром Путиным в форме моряка. Вокруг президента - жёлтое поле, позади - Кремль, а сверху написано «С возвращением в родную гавань!»



- Мы этого ждали всю жизнь, - говорит Влад, которому на вид около 35 лет. На его круглом лице появляется довольная улыбка, голубые глаза начинают сиять, - Надеялись, конечно, но думали, что не сбудется эта мечта. И тут это случилось! Тут буквально все люди на площадь пришли, обнимались в слезах, радовались. Такое творилось вообще!

Мы подходим к катеру, на котором Влад катает туристов по Севастопольской бухте, показывает корабли Черноморского флота РФ и знакомит с историей города.

- Говорят, этот туристический сезон в Крыму провалился? - пытаюсь добавить ложку дёгтя.

- На самом деле, я скажу, что это не совсем так. Если брать по количеству людей - тогда да, их меньше гораздо было. Но в том плане, что люди больше были расположены к отдыху и готовы были тратиться на отдых, то выровнялось за счёт этого. Поэтому я бы не сказал, что сезон был хуже. Тем более, зимний период сейчас лучше. Такого не было лет семь. После кризиса финансового стало очень мало народу зимой, только на Новый год приезжали. А в этом году мы катали каждый месяц - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Честно говоря, наоборот, мне кажется, что всё будет лучше, потому что это только начало.

Площадь, Путин и салют

С погодой Севастополю повезло. За день до Нового года дождь сменился слабым южным морозцем, улицы припорошило снегом. Если судить по движению на дорогах, то и не скажешь точно, в какой стране оказался, потому что половина машин - с украинскими номерами, половина - с российскими. Многие автолюбители, которые ещё не успели получить новые номера, заклеивают украинский флаг триколором с двуглавым орлом. Прилавки некоторых сувенирных магазинов надёжно оккупированы изображениями «вежливых людей» и Путина. Туристические безделушки с украинской атрибутикой отсутствуют. Только в одном месте мне удалось заметить желто-голубые значки.

- Это не от пренебрежения или ненависти какой-то, - объясняет один из продавцов, - Просто распродали и больше не пополняем. Но в остатках, возможно, ещё что-то есть. Могу сходить посмотреть.

Главная городская ёлка установлена на площади Нахимова, в самом центре Севастополя. Сюда за несколько часов до наступления Нового года начинают стекаться люди. Площадь огорожена, на входах стоят рамки металлоискателей, полицейские просят показывать содержимое сумок. К одной из рамок подходят несколько женщин и мужчина, который несёт пакет с выступающим силуэтом бутылки шампанского. Но оказывается, что с алкоголем на площадь не пройти.

- Запретили, - заявляет недоумевающим горожанам высокий мужчина в камуфляже и казачьей шапке.

Раздосадованная компания удаляется в соседний парк. Решили там выпить, а уже потом пройти на площадь. Парк едва освещён гирляндами, намотанными на стволы и ветки деревьев. Вдруг откуда-то из глубины нетрезвым мужским басом доносится: «Великая Россия! Великая Россия! Слава России!» У лавочек кучкуются люди со стаканчиками в руках.

- Мужчина! Мужчина! - окликают меня три женщины, только-только успевшие достать шампанское, - Помогите открыть.

Женщины уверяют, что раньше в новогоднюю ночь всегда разрешали с алкоголем проходить к ёлке. Новая власть - новые правила. Пока откупориваю бутылку, спрашиваю про новогоднее настроение в изменившейся политической ситуации.

- Мы оптимисты. Всё будет хорошо, - коротко отвечает одна из подруг. В её голосе чувствуется усталость от заданной темы.

- Янукович - говно. Путин - говно. И Порошенко - тоже говно, - добавляет другая, - Что они сделают для простого народа?

- Нет, Галя, - возражает первая, - Путин - хороший.

Повисает неловкое молчание.



К одиннадцати часам площадь уже практически заполнена. Много людей остаётся праздновать за ограждением. Лучи прожекторов пронизывают холодный воздух. Я уже готов стать свидетелем каких-нибудь помпезных церемоний или элементов показухи, но, несмотря на исторический момент, над толпой развеваются всего несколько российских флагов. Однако, когда Сергей Меняйло, губернатор Севастополя, со сцены благодарит горожан за то, что весной они сделали «всё возможное», люди в ответ радостно гудят. В первых рядах начинают скандировать «Поздравляем!», а спустя какое-то время - «Россия! Россия!» Ещё больший восторг площади вызывают слова из новогоднего обращения Владимира Путина о «братской поддержке жителей Крыма и Севастополя». Только сейчас я замечаю на площади и шампанское, и водку - видимо, ближе к двенадцати всё-таки разрешили проносить. Когда куранты на записи отбивают последний удар и из колонок начинает звучать российский гимн, с разных сторон в толпе слышатся отдельные строчки текста. Севастопольцы пытаются подпевать, но стройно не получается - слова пока ещё не выучили. С первыми залпами салюта люди отворачиваются от сцены и ловят взглядами каждую искрящуюся россыпь. У кого-то в глазах - радость, у кого-то - пьянящая эйфория. С высокого постамента в сторону салюта смотрит бронзовый адмирал Нахимов. Но кажется, что его сдержанный взгляд устремлен не на весёлые огни, а в неясную мглу ночного неба.





Похмелья не ждут

В первый день 2015 года в Севастополе ярко светит солнце. Город продолжает праздновать. Туристы с фотоаппаратами на шее прогуливаются по набережной. Кто-то бросает в море хлеб, на который слетаются чайки. В парке на одной из лавочек в одиночестве курит крепкий мужчина в камуфляже. На рукаве - нашивка «Новороссия». На площади Нахимова играет музыка. Люди фотографируются с Дедами Морозами и Снегурочками. Возле колоннады Графской пристани встречаю Влада, который уже собирает пассажиров на свой катер.

- Как отметили? - интересуюсь.

- Да великолепно! До пяти утра! - Влад смеётся.

- Как похмелье?

- У меня как такового не бывает.

- Вчера на площади люди праздновали с таким воодушевлением. Не будет ли у них потом похмелья от присоединения к России? В России же тоже много проблем.

- Нет, не будет. Всё будет хорошо. Свои проблемы Россия быстрее решает. А Украина сама себе их создаёт.

Оптимизм Влада и его надежда на российское будущее остаются непоколебимы. Его катер снова заполнен туристами.

Севастополь, январь 2015 года

Севастополь, полевой дневник, Крым

Previous post Next post
Up