Jan 13, 2014 20:06
You made the rain black, and shoved your values down our throats
В 1989 году Ридли Скотт снимает «Черный дождь», не снискавший особой любви критиков в США и не принесший больший кассовых сборов на американском рынке. Помня про ситуации, когда фильмы, не обласканные критиками после выхода, позже получают заслуженное признание и поэтому я решил дать этому фильму шанс.
Ник Конклин, полицейский из Нью-Йорка, находится под дисциплинарным расследованием по подозрению в коррупции. Во время обеда в итальянском ресторане со своим сослуживцем Чарли Винсентом он становится свидетелем убийства и им удается поймать убийцу. При задержании выясняется, что убийца является членом Якудзы и принято решение его экстрадировать обратно в Японию и эту задачу возлагают на Ника и Чарли. При посадке в Осаке полицейские передают убийцу в руки членов Якудза, переодетых полицейскими, за несколько минут до прибытия настоящих полицейских. Этот инцидент быстро становится достоянием общественности и весь город смеется над тупыми гайдзинами. Взбешенный этим Ник требует права участвовать в поимке убийцы, и им позволяют стать наблюдателями, дав им в качестве сопровождающего местного полицейского Масахиро Матсумото. И они начинают поиски Сато (убийцы) по улицам Осаки, охваченными войной между кланами Якудзы…
Про разницу в западной и японской культуре не писал только ленивый и было снято много фильмов на данную тему, достаточно вспомнить трагикомедию «Страх и трепет», военный «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», мелодраму «Трудности перевода» и т.д. Но Ридли Скотт включил мотив столкновения культур в жанр полицейского боевика.
Этот мотив проявляется в противопоставлении Ника Конклина и Масахиро Матсумото. Ник - типичный продукт американского воспитания: несдержанный, действующий без оглядки, частенько пренебрегающий правилами и не считающийся с мнением начальства и считающий fucking nips безмозглыми роботами-исполнителями, неспособными на собственные идеи. В свою очередь, Матсахиро представляет собой полную противоположность Нику. Для Матсахиро главным является коллектив, он ячейка внутри него и если он сделает что-то плохо, то он навлекает позор и на весь свой коллектив. Для него доложить начальству о проступке своего партнера не является подлостью и стукачеством, а исполнением своего долга перед коллективом.
«Черный дождь» не является полицейским боевиком в стиле «Смертельного оружия» с зубодробительными погонями, постоянными перестрелками и нереалистичными драками. Данный фильм скорее можно отнести к фильмам, подобным «Французскому связному», делающим ставку на психологическое напряжение и реалистичность.
Для достижения психологического напряжение Ридли Скотт применяет прием, ранее опробованный в «Чужом» и «Бегущем по лезвии» - враждебное пространство. В данном фильме враждебным пространством является Осака, город закрытый для гайдзинов. Этот мотив выражает хостесс в одном из клубов Осаки, говорящая Нику, что «никто не будет помогать гайдзину». И в Осаке Ника Конклина, как и в Лос-Анджелесе Рика Декарда, царит постоянная ночь.
В «Черном дожде», при большом желании, даже можно обнаружить глубинный смысл. Как известно в 1980е годы японская экономика находилась на пике развития и даже некоторые аналитики считали, что она перегонит экономику США. Японцы уже наводнили американский рынок своей электроникой и изрядно поспособствовали наращиванию торгового дефицита США. И одной из сюжетных линий в данном фильме является война между Сато и старомодным оябуном Сугаем за контроль над рынком фальшивых долларов. И как позже Сугай скажет Конклину, что он собирается наводнить США идеальными поддельными долларами, чтобы отомстить за «черный дождь» в Хиросиме и Нагасаки и за попытку навязать Японии чуждую культуру, породившую такое американизированное отребье как Сато. И это можно трактовать, как реальный страх американцев перед попаданием в полную экономическую зависимость перед японцами. Но, дорогие друзья, не нужно сходить с ума и искать глубинный смысл в боевике, лучше просто им наслаждаться.
Подводя итог, хочется сказать, что Ридли Скотт снял хороший боевик «старой школы», который и сейчас прекрасно смотрится и его даже можно с удовольствием пересмотреть.
8 из 10
столкновение культур,
боевик,
Осака,
майкл дуглам,
ридли скотт,
1989,
япония,
США