Dec 15, 2013 15:41
What good are all these books to you? You can't eat them! How can they make you happy?
«Повар, вор, его жена и ее любовник» является одним из самых известных широкому зрителю фильмов Питера Гринуэя, и это один из немногих фильмов данного режиссера, который окупился в прокате (при бюджете $2.3 миллиона он собрал в США $7,7 миллионов).
В шикарном французском ресторане «Голландец» каждый день ужинает его владелец, вор Альберт Спика со своими прихвостнями и женой Джорджиной. Устав от грубости и постоянных издевательств со стороны мужа Джорджина, с молчаливого согласия и потакания шеф-повара Ришара, начинает роман с другим посетителем ресторана, владельцем книжной лавки Майклом…
Некоторые критики считают данный фильм сатирой на Великобританию во время премьерства Маргарет Тэтчер, и сам режиссер, в одном из интервью сказал, что «Повар, вор, его жена и ее любовник» наиболее близок к политической сатире, если делать обзор всего его творчества.
Зритель и критик, согласным с данной трактовкой фильма, найдет множество отсылок, начиная с фигуры Альберта Спики, который воплощает в себе карикатурный образ Маргарет Тэтчер, сметающей все и всех на своем пути и объясняющая это «необходимостью быстрой и жесткой шоковой терапии». Прихвостни Спики - Кабинет Министров Маргарет Тэтчер, очень похожий на «овощей» из знаменитого скетча Spitting Image (в нем официант спрашивает у Тэтчер что она хочет заказать и она говорит что стейк, а когда официант спрашивает насчет овощей, и Железная Леди отвечает: «Овощи будут тоже самое, что и я»). Главным «овощем» среди прихвостней Спики является Митчелл, блестяще сыгранный Тимом Ротом, готовый во всем копировать и подражать Альберту. Даже можно найти параллель между Митчеллом и Норманом Теббитом, одним из министров и ближайших союзников Тэтчер в ее правительстве, у которого была кличка «Скинхэд из Чингфорда». Но, со временем, шайка прихвостней начинает редеть, как и сторонники Железной Леди в Кабинете Министров Тэтчер во время ее премьерства, по причине возмущения непомерной грубостью и жестокостью Спики.
Джорджина в данной трактовке предстает Великобританий, терпящей бесконечные издевательства и унижения со стороны ее нового правительства, неспособная избавиться от оков правоконсервативной тирании. Майкл - это неэффективная левая оппозиция, и тут Гринуэй явно взял в качестве прообраза Майкла Фута, лидера Лейбористкой партии с 1980 до 1983 года, одного из самых блестящих левых интеллектуалов и ораторов своего времени, но неэффективного лидера оппозиции и неспособного ничего противопоставить Маргарет Тэтчер. А шеф-повар Ришар представляет собой искусство, вынужденное потакать новому правительству, ценящему только деньги.
Однако данная трактовка «Повара, вора, его жена и ее любовник» довольно ограничена, и я более склоняюсь к версии, что фильм препарирует современное общество.
Вор, согласно данной трактовке, является истинным Homo Consumens (человек потребляющий), готовый сожрать все что угодно и единственное, что его еще интересует это секс и насилие. Также в образе вора Гринуэй поиздевался над современным зрителем, в том числе смотрящем и его картины, наделив вора склонностью к псевдоинтеллектуализму, выражающемся в его частном использовании коверканных французских слов и попыткам научить своих прихвостней культуре поедания изысканной пищи. И в реальной жизни много людей, досидев до конца фильма Гринуэя и других подобных режиссеров, сразу же начнут рассказывать своим друзьям про достоинства этого фильма, вычитав их в Интернете и писать в социальных сетях умные цитаты из произведений, либо исковерканные, либо вырванные из контекста.
Жена олицетворяет из себя культуру, вынужденную уживаться с Homo Consumens и олицетворяемой им массовой культуры. И, несмотря на попытки побега от Спики, Джорджина привязаны к нему намертво, как и культура перед массовым зрителем в реальной жизни. Единственное для нее утешение - это мимолетные свидания с Любовником, но они неспособны вырвать ее из оков Спики.
Любовник является даже не интеллектуалом, а интеллигентом, в советском смысле этого слова, носящим «фигу в кармане». Такие как он предаются мечтам об светлом будущем, об улучшении интеллекта населения, но на деле только сидят тихо в углу и читают книги, в случае Майкла это книги о Французской революции. Майкл даже не может ответить вору на издевательства и единственное что ему по силам, это тайно и оглядываясь по сторонам заниматься любовью с Джорджиной и его ждет закономерный конец.
Повар является подлинным творцом искусства, как Гринуэй сказал в одном из интервью, что под этим персонажем режиссер подразумевал себя. Повар является современным творцом искусства и он может реализовать себя только в еде, самой массовой форме искусства.
Также среди персонажей стоит упомянуть поваренка на кухне, поющего церковные гимны, как олицетворение всего невинного и неиспорченного и поэтому он становится сначала объектом насмешек, а потом и ненависти Вора, инстинктивно стремящегося все изгадить и опошлить.
Чтобы претендовать на интеллектуализм и попытаться поставить себя выше массового зрителя, я решил не писать про оригинальное художественное решение фильма и списывать из книг по истории кинематографа про влияние голландских художников на творчество Питера Гринуэя, поскольку есть замечательные профессиональные работы искусствоведов на эту тему.
Подводя итог, хочется сказать, что Питер Гринуэй мастерски плюнул в лицо современному зрителю и этот «плевок» хочется получать еще много раз. Данный фильм является самым ярким олицетворением афоризма Гринуэя: «Секс и смерть - это то, о чем надо снимать кино».
10 из 10
саша вьерни,
майкл найман,
питер гринуэй,
1989,
майкл гэмбон,
авторское кино,
хелен миррен