Я бы хотел поговорить с Жоржем Лораном…

Mar 27, 2010 21:22



После выхода в 2003 году фильма «Время волков», который прохладно встретили критики и зрители Михаэль Ханеке снимает «Скрытое», который получил на Каннском кинофестивале 2005 года три приза (и одна из наград - в номинации «Лучший режиссер»).

Фильм показывает обыкновенную жизнь состоятельной французской семьи: литературоведа и телеведущего Жоржа, его жены Анны, работающей в издательстве, и их 12 летнего сына Пьеро. Но в один день они получают странную посылку, где находится видеозапись с фрагментами из их жизни. И на следующий день Лораны получают по-детски сделанный рисунок окровавленной головы. Они пытаются обратиться в полицию, но им отказываются помочь из-за отсутствия явных угроз…

С первых секунд фильм затягивает свой атмосферой загадочности и постоянно нарастающего напряжения. Автор нагнетает напряжение, не прибегая к особым методам, но зритель чувствует буквально на себе весь этот страх, который семья Лоран  испытывают просматривая очередную запись или рисунок, то есть фактически Ханеке, как раньше Жан-Люк Годар, применил прием «разрушения четвертой стены» (театральный прием стирания грани между искусством и жизни). Также свою роль в создании этой атмосферы сыграло полное отсутствие какой-либо закадровой музыки, что усиливает эффект реальности происходящего.

Также Ханеке реализовал в этом фильме христианский постулат неизбежности воздаяния за совершенные грехи. Это выражается в линии персонажа Жоржа Лорана, который 40 лет назад, из-за злой детской прихоти, отправил алжирского мальчика, усыновленного его родителями, обратно в детский дом, оболгав его перед родителями. То есть эти видеозаписи и рисунки и все последующие события, которые перевернули жизнь семье Лоранов, можно рассматривать как наказание за грех Жоржа Лорана.

И фильм не дает однозначных ответов ни на один вопрос: кто этот загадочный «наблюдатель», раскаялся ли Жорж перед Маджидом - в общем все так и осталось скрытым. И в этом Ханеке остается верным своему стилю, который характерзирует одна из его цитат: «Пусть каждый, кто посмотрит фильм, включит воображение. Я специально не даю никаких разгадок, ни на чем не настаиваю, чтобы у зрителя возникла возможность собственной интерпретации».

В общем, подводя итог, хочу сказать что Ханеке создал значительное произведение в мировом кинематографе и этот фильм намного страшнее и тяжелее, чем большинство психологических триллеров.

кристиан бергер, жюльет бинош, 2005, даниель отой, михаэль ханеке

Previous post Next post
Up