В 1970е (годы итальянской гражданской войны, более известной как «свинцовые семидесятые») итальянский режиссер Марко Беллоккьо снял «Триумфальный марш» - эталон антимилитаристского и антифашистского кино. Что же в нем такого особенного?
Молодой выпускник литературного факультета Паоло Пассери попадает в армию. Он слишком интеллигентен и неприспособлен к армейским порядкам и к общению с быдлом. Очень скоро Паоло становится мишенью для издевательств, и он пытается сильно навредить себе, чтобы комиссоваться. Попытки Паоло не проходят мимо глаз строгого капитана Ашутто и он начинает «делать из него мужика». К чему же приведет союз грубого солдафона и интеллигентного мальчика?
В годы Второй мировой войны Италия терпела поражение за поражением на всех фронтах, поэтому боевые качества итальянцев не вызвали уважения ни со стороны нацистов, ни со стороны союзников. С другой стороны, благодаря практической незамаранности фашистского государства в военных преступлениях, с этой страной обошлись намного мягче, чем с Германией. По итогам войны Италия осталась единым государством, на нее не наложили огромных репараций и лидеры вооруженных сил практически не были привлечены к ответственности.
Фашистская идеология также осталась очень популярной в послевоенной Италии и ее практически не преследовали. Есть множество определений фашизма, но в контексте «Триумфального марша» целесообразно использовать концепцию Ханны Арендт согласно которой «основной признак фашизма - это культивирование ненависти к внутреннему или внешнему врагу путём создания пропагандистского аппарата, для которого подчас не чуждо и использование лжи для достижения нужного системе эффекта».
В представлении Марко Беллоккьо, итальянские вооруженные силы - это сборище агрессивных бездарей, способных только на унижение более слабых под соусом «защитников традиционных ценностей». Одним из центральных героев является капитан Ашутто - рогоносец и ходячий комплекс неполноценности, маскирующий это за агрессивностью. Он пытается подчинить себе жену, издевается над солдатами, но на самом деле он внутренне слабый и истеричный человек.
С другой стороны, режиссер отлично показывает, как люди очаровываются тоталитарной идеологией. Интеллигентный Паоло Пассери, в убедительном исполнении молодого Микеле Плачидо, попадает под влияние капитана Ашутто и полностью отбрасывает свою прежнюю личность, превращаясь в военного социопата. Это также прекрасно отображает одну из основных характеристик армии - взаимозаменяемость ее внутренних элементов, поэтому выбывание одного винтика не повлечет обрушение армейского механизма.
Суммируя, «Триумфальный марш» - отличный левацкий манифест про бездарную и фашиствующую итальянскую армию. Но не нужно забывать, что практически все итальянское кино 1970х было политически ангажированным. Все же рекомендую посмотреть этот фильм и насладится игрой Франко Неро, Микеле Плачидо, Патрика Дэвера и многих других лучших европейских актеров того поколения. Берегите себя и смотрите отличные фильмы!
Мои дорогие читатели, по этой
ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).
Первоистоичник.