В 1985 году польско-французский режиссер Анджей Жулавский снял фильм по мотивам «Идиота» Достоевского («Шальная любовь») и избрал для этого самую неожиданную форму - гангстерский фильм. При этом годом ранее режиссер снял «Публичную женщину» - динамичный фильм о европейском хаосе первой половины 1980х годов по мотивам «Бесов». Что же можно сказать про «Шальную любовь»?
Группа гангстеров, возглавляемая Микки, успешно грабит венгерский банк и садятся в поезд до Парижа. В поезде Микки познакомился с венгерским аристократом Леоном, которого он принимает за идиота. Несмотря на это, Микки симпатизирует Леону и показывает ему фотографию Мари - девушки, которую Микки хочет выкупить у братьев Венин…
Анджей Жулавский уже использовал образ Идиота в «Одержимой» в контексте мужчины, беззаветно влюбленного в порочную женщину. В свою очередь, в «Шальной любви» Анджей Жулавский использовал образ Идиота, изобразив его максимально приближенно к первоначальной трактовке Достоевского. Франсис Юстер изобразил «положительно прекрасного человека», его Леон тихий и смиренный. Кроме того, Рогожин был превращен в гангстера Микки в импульсивном исполнении Чеки Карио.
Анджей Жулавский также «осовременил» Настасью Филипповну, переименовав ее в Мари и превратив из содержанки в Святую блудницу. Как и в романе Достоевского, Мари мечется между Идиотом-Леоном и Рогожиным-Микки. Ранее известная по дилогии «Бум» и романтическим комедиям, Софи Марсо предстает перед нам в новом амплуа, но она не до конца вытянула эту роль и некоторые моменты ее игры на нервах выглядят ненатурально. В любом случае, ее Настасья Филипповна получилась намного лучше, чем в экранизации Владимира Бортко.
Режиссер также перенес некоторые сюжетные линии из романа в свой фильм: знакомство Мышкина и Рогожина в поезде, «покупка» Настасьи Филипповны, выбор князя между Аглаей и Настасьей Филипповной. Но, как было указано выше, Анджей Жулавский вдохновлялся «Идиотом», а не снимал его точную экранизацию. В течение всего действия «Шальной любви» Анджей Жулавский сохраняет бешеный ритм. После просмотра фильма приходит в голову следующие два слова - безумный вальс.
В «Шальной любви» постоянно происходят перестрелки и кровавые разборки, но режиссер также высказал свое «фи» французской интеллектуальной элите. Интеллектуалы изображены как напыщенные снобы, пытающиеся найти политический подтекст в «Чайке» Чехова. В этом смысле показательна сцена, когда Софи Марсо произносит монолог Нины Заречной без всякого тайного интеллектуального подтекста, а именно как одинокая, несчастная и потерявшаяся женщина.
Все же, несмотря на все вышеуказанное, «Шальная любовь» является сумбурным фильмом, который распадается на отдельные части и постоянное мельтешение героев на экране может вызвать раздражение. У каждого режиссера бывают неудачи и придется отнести «Шальную любовь» к не очень удачному фильму Анджея Жулавского. Лучше сначала посмотрите «Публичную женщину», а после нее - этот фильм и сравните впечатления. Берегите себя и смотрите отличные фильмы!
Мои дорогие читатели, по этой
ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).
Первоистоичник.