Любовь - это электрический ток
В конце 1950х годов бывший фронтовик Александр Петрович Ильин приезжает с Севера на пару дней в Москву и гостит у знакомой девушки Зои. Посмотрев в окно, Ильин случайно видит дом, в котором живет Тамара - женщина, у которой он в 1930е снимал комнату. Он уходит на пятнадцать минут, чтобы узнать, живет ли там Тамара, но этот визит растянется на пять долгих вечеров…
Можно сказать много слов по поводу Никиты Михалкова, как человека - кто-то восхищается им, кто-то ненавидит его, кто-то испытывает к нему иные эмоции. Все же нужно признать, что он талантливый режиссер. Мне очень понравились первые «Утомленные солнцем» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». А «Пять вечеров» напомнили мне чем-то фильмы Кшиштофа Занусси.
После войны последовали многие годы адского труда. Тамара производит впечатление типичного «солдата в юбке» и старой девы, сформированной в суровые послевоенные годы - мастер на заводе, пламенный коммунист и у которой нет и не может быть своей семьи, но она взяла на воспитание племянника Славика. Ее реплики полны ханжества, но все же в ней живет воспоминание о прошлом - о когда-то жившем у нее Александре, след которого потерялся после войны.
Александр прошел всю войну, был тяжело ранен и награжден боевыми орденами и медалями. Все же в нем сочетается жесткость человека, повидавшего много на своем пути, с какой-то, как бы правильнее это сказать, ранимостью. Он может сорить деньгами, как гусар, быстро приструнить распоясавшегося Славика, но через тридцать секунд может уйти из квартиры Тамары и купить билет на поезд до Воркуты. Сможет ли он сделать так, чтобы «для него пришла весна»?
Как и «Структура кристалла» Занусси, «Пять вечеров» поднимает важный вопрос - какие есть виды свободы в несвободном обществе (извините за тавтологию). Можно получить доступ к материальной свободе - дефицитным товарам, выгодным командировкам, но неизвестно что ради этого нужно проделать и чем поступиться. С другой стороны, была возможность остаться внутренне свободным человеком, но это был очень опасный путь, в особенности в 1930е-1950е годы.
Многие периодически ведут себя малодушно, но человек, который единственный из толпы повел себя смело в определенной ситуации всегда вызывает восхищение, хотя бы тайное, у окружающих. Как и герои некоторых фильмов Занусси, Александр поплыл против течения, вылетел из института и стал простым шофером на Севере. Многие считают его неудачником, но он получил благодаря этому более глубокую свободу и стал хозяином своей судьбы. Так чья же свобода лучше?
На этот вопрос нужно ответить зрителю. «Пять вечеров» - хороший фильм про попытку вернуть прошлое, задавленное суровыми годами. Однозначно рекомендую для просмотра.
Мои дорогие читатели, по этой
ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).