Это мы остаемся неизменными
Летом я посмотрел «Фотоувеличение» и собрался снова засесть за фильмы Микеланджело Антониони. Этот процесс затянулся на полгода, но я все же продолжил это занятие. Следующим фильмом стала «Профессия: Репортер» - фильм, который я вообще не понял в 15 лет. Что же я могу сейчас сказать об этом фильме?
Повторю заезженный киноведческий штамп о том, что Микеланджело Антониони принято называть «режиссером отчуждения». «Профессия: Репортер» показывает пустыню, где белый человек не может найти общий язык с туземцами, пустые улицы европейских мегаполисов и небольших испанских деревень. Также Антониони искренне считал, что «Сознание определяет бытие».
Есть такая французская поговорка об опостылевшем существовании «Métro, boulot, dodo» (Метро, работа, сон). Она может стать гимном не только для офисного работника, но и для журналиста-международника. Люди, застрявшие в данной парадигме, часто мечтают о том, чтобы начать жизнь заново. Дэвиду Локку подворачивается данная возможность, но что же сулит для него новая жизнь? Ведь сбывшаяся мечта далеко не всегда влечет жизнь в розовом цвете.
Можно присвоить имя другого человека, но, скорее всего, твоя прежняя личность останется неизменной, несмотря на смену паспорта и профессии. Сможешь ли ты полностью перепахать себя под Дэвида Робертсона и полностью стать этим человеком? Также не нужно забывать о том, что тебя начнет усиленно преследовать и твоя прошлая, и твоя нынешняя жизнь.
«Профессия: Репортер» - фильм, где герои постоянно находятся в движении. Движение символизирует для героя Джека Николсона попытку убежать и от себя прежнего, и от своей новой личности. Только это движение является бесцельным, потому что герой так и не может дать себе четкого ответа на вопрос - что же он хочет? Просто убежать? Стать новым человеком? Совместить в себе черты двух людей?
В этом аспекте одной из ключевых сцен, способных пролить свет на смысл фильма является история, рассказанная Дэвидом Девушке о человеке, который сорок лет был слепым, а потом благодаря операции обрел зрение. Обретенное зрение повлекло для этого человека не счастье, а лишь горькое разочарование, потому что он начал видеть всю грязь и мерзость окружающего мира. Можно ли сказать такие слова о Дэвиде? Ответ остается на усмотрении зрителя.
«Профессия: Репортер» - фильм о мире, где люди, между которыми уже разорваны связи, пытаются каким-то образом обрести давно утерянный смысл жизни. Также порадовало наличие Марии Шнайдер, которой удалось сыграть роль, отличающуюся от стереотипного образа Жанны в «Последнем танго…». Рекомендую попробовать посмотреть этот фильм.