Как коммунисты нейтральных шведов убивали.

May 03, 2020 18:35


#history

В те времена когда деревья были большими,а люди могли ходить без масок и даже целоваться,я на Гамластане в Стокгольме купил склеивающую модель шведского самолета «Каталина».

Каково же было мое удивление когда на коробке я увидел что шведская летающая лодка горит,и по ней стреляет советский Миг 15...Что это?Фантазия обезумевшего фантаста?Швеция уже 300 лет ни с кем не воюет,и ни на кого не нападает.Быть такого не может.Оказалось может.Еще и как..



Я начал искать информацию,и нашёл.А потом произошёл вообще странный случай.У меня был знакомый дед Иван,который во время финской войны оказался в плену у финов,и когда она закончилась,фины ему дали выбор:или вернутся в СССР или беспрепятственно перейти шведскую границу.Дед Иван был обижен на Сталина,из-за идеологии и расстрелянных родственников,и поэтому выбрал Швецию,и тем самы спас свою жизнь,пережив все ужасы 40х годов.Так вот дед Иван познакомил меня с Ингрид,которая была подругой жены одного из летчика этой Каталины,и она мне рассказала,что эта история очень ошеломила мирных шведов,потому что пережив без потерь Вторую Мировую Войну,они оказались на пороге третьей мировой.И ещё она сказала,что с той поры она всегда опасалась нападения советов.И ещё одно:все шведы твёрдо уверены что эту Каталину сбили в шведских территориальных водах,и правды от коммунистов не добиться никогда.Судьба Рауля Густава Валенберга является тому подтверждением.Ну а мы вернёмся к шпионскому триллеру с элементами мистики.



История началась с того, что в ночь на 16 июня 1952 года советские "МиГи" сбили поисковый гидросамолет "Каталина".В районе острова Муху по самолету была дана предупредительная очередь, "МиГи" пытались загнать "Каталину" на советский аэродром, но нарушитель явно намеревался скрыться в нейтральных водах. Оба находившихся в воздухе "МиГа" открыли огонь. Один из пилотов заметил, как с подбитой "Каталины" опустился на воду плот. Расстреливать спасшийся экипаж советские летчики не стали и вернулись на базу. Людей подобрало судно из ФРГ.

В Швеции поднялась буря возмущения. Русские сбили мирный самолет, который, по заявлению властей, выполнял поисковую миссию в нейтральных водах! Дело "Каталины" тотчас стало обсуждаться во всем мире. Вспыхнувший скандал едва не привел к разрыву дипотношений между СССР и Швецией. Стокгольм направил в Москву ноту протеста. В ответ советские власти заявили, что, во-первых, гидросамолет был сбит над нашей территорией, а во-вторых, "МиГи" незадолго до этого сами были обстреляны. Шведы развернули в СМИ мощную антисоветскую кампанию с требованиями добиться от Москвы правды. Никто не верил, что "Каталина" могла атаковать новейшие советские истребители.






Журналисты задались и еще одним вопросом: что же искала "Каталина" в районе Прибалтики? Ответ они получили довольно быстро. Шведские военные объяснили, что 13 июня пропал транспортник "Дуглас" (DC-3), выполнявший тренировочный полет, и от экипажа из восьми человек до сих пор нет известий. Это заявление только усилило интерес к делу и разогрело страсти - если команда гидросамолета уже обнималась с родными и близкими, то семьи "дугласцев" мучились неизвестностью. Одна за другой возникали версии: транспортник был эскортирован на территорию СССР, а экипаж расстрелян; транспортник был сбит, а экипаж дрейфует где-то в море или погиб; шведское правительство послало самолет совсем не туда, куда говорит, и пытается спасти положение. В Швеции появилось словосочетание "вдовы DC-3". Женщины, а потом и их дети не хотели мириться с гибелью экипажа. Они изводили свое правительство сотнями запросов и требований, дело "Каталины" (а по сути - загадка "Дугласа") неоднократно обсуждалось на международных встречах.

Но долгие годы случившееся оставалось загадкой. При этом обе стороны - и шведская, и советская - делали все, чтобы правда не всплыла на поверхность. Официальный Стокгольм не слишком старался разыскать пропавший транспортник. И этому были причины: дело затрагивало основу основ королевства - знаменитый несгибаемый нейтралитет, которым страна так гордилась в годы холодной войны.





Тайна раскрылась лишь в 1990-е, когда участники событий начали давать показания в СМИ. В начале 1950-х Швеция тайно сотрудничала с НАТО. В Шотландии даже оборудовали секретную базу, куда должно было перебраться командование вооруженных сил Швеции при непосредственной угрозе нападения СССР. Натовские подлодки тренировались в территориальных водах страны, шведские аэродромы приспосабливались к приему стратегических бомбардировщиков США. Предполагалось, что в случае войны бомбардировщики НАТО вторгнутся на европейскую территорию СССР со стороны Балтики, поэтому Москва оснастила балтийские рубежи новейшими средствами противовоздушной обороны. Шведская разведка получила важное задание: проинспектировать советскую линию обороны и собрать максимум сведений о том, как она действует.

Транспортный самолет американского производства "Дуглас" (DC-3), принадлежавший вооруженным силам Швеции, был оборудован сверхсекретной аппаратурой, доставленной из США. Он носил "домашнее" название "Хюгин". По скандинавской легенде, ворон Хюгин служил богу Одину, совершая регулярные полеты по свету и докладывая хозяину о том, что делается в мире. Именно по этому принципу работал "Хюгин" железный, раз за разом курсировавший вдоль границы территориальных вод СССР. Утром 13 июня 1952 года пилот Альвар Эльмеберг поднял в воздух свой двухмоторный DC-3 и направился от стокгольмского аэропорта Бромма к советской границе. Кроме него, на борту находились еще семь человек. По некоторым сведениям, в команде был еще и некий иностранец, говоривший по-английски. Вылет был не первым, маршрут - знакомым. Но на этот раз самолет-шпион попал в переделку. Его атаковал МиГ-15, и пилот Григорий Осинский, получивший команду уничтожить противника, с задачей справился (за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени). Подбитый "ворон" пошел на снижение и исчез в тучах. Впрочем, как рассказал Осинский в своем интервью 1991 года, своими глазами гибель транспортника он не видел.

Ни Стокгольм, ни Москва точно не знали, что случилось с экипажем. По ряду свидетельств, минимум один человек из команды успел покинуть горящий "Дуглас", парашют его раскрылся, но выжить ему все-таки не удалось.

Направляя ноту протеста СССР, шведы еще не знали, что миссия DC-3 давно для Москвы не тайна (именно поэтому были подняты по тревоге наши "МиГи"). А погубил "ворона" швед по кличке Орел - полковник ВВС и дипломат Стиг Веннерстрем, завербованный советской разведкой. Он сообщил, что "Дуглас" нашпигован американской техникой и охотится за сведениями о новых радиолокационных станциях на советском побережье. Когда шведские власти арестовали Орла, он признался, что работал на ГРУ, и был приговорен к пожизненному заключению (которое, кстати, давно кончилось; Веннерстрем живет в тихом пригороде Стокгольма и получает хорошую пенсию).



Поиски пропавшего "Дугласа" шли в несколько этапов. Сначала шведы попытались разыскать транспортник. Во-первых, тревожила судьба людей, во-вторых, были опасения, что шпионская "начинка" окажется в СССР. Кстати, возможно, заявление Москвы о том, что "МиГи" были обстреляны, не лишено оснований. По слухам, до сих пор живущим в шведской столице, высокий чин шведских ВВС, отвечавший за полеты DC-3, пришел в бешенство, когда услышал запись последнего сообщения с борта "Хюгина" - радист успел передать, что по "Дугласу" ведут огонь. Поняв, что самолет погиб, он лично отправился на своем истребителе мстить русским и, возможно, атаковал вылетевшие ему навстречу боевые машины. Под ответный удар "МиГов" и попала поисковая "Каталина".



Но потом разыскивать самолет-шпион стало рискованно. Дело было на слуху, координаты лежащего на дне самолета могли просочиться в прессу или дойти до Москвы - о разведывательной американской аппаратуре узнал бы весь мир, и репутация Швеции подверглась бы тяжелым испытаниям. Только после распада СССР шведские военные всерьез вернулись к поискам. Но и тут соблюдалась осторожность. Место предположительной гибели DC-3 оставалось гостайной, а потому многочисленные штатские специалисты, готовые помочь, не могли принять участия в работе. Любопытно, что в эти годы куда большую открытость проявила Москва, в то время как шведы по-прежнему не спешили поднимать завесу тайны. После интервью Осинского в 1991 году стали ясны подробности воздушного боя.

40 лет ждавшие новостей о близких "вдовы DC-3" под предводительством Рогера Эльмеберга, сына пилота "Дугласа", отправились в Москву. "Представители российской стороны во главе с генерал-майором Андреем Бобровым проявили крайнюю заинтересованность и подчеркнули, что открыли родственникам погибших летчиков все материалы, которые касаются данного случая",- писала шведская "Экспрессен". Во время этой встречи стороны сошлись на том, что самолет-шпион был сбит в нейтральных водах. Родственники верили и не верили российским заявлениям о том, что ни один человек из экипажа не погиб на допросах или в лагерях бывшего Союза.

Следующая попытка активизировать дело на международном уровне произошла год назад - к 50-летию со дня гибели транспортника. "Вдовы DC-3" продолжали засыпать правительство запросами с требованиями найти самолет. Премьер Швеции Йоран Перссон лично обсудил проблему DC-3 с президентом Путиным во время визита в Петербург и, возвратившись, заверил авторов запросов, что ему было обещано еще раз проконтролировать, все ли документы открыты. Шведские же военные, подвергавшиеся невероятному общественному давлению, согласились наконец открыть свой "черный ящик".

После этого появилась возможность действовать у аквалангистов-любителей.

В итоге DS-3 нашли,но он покоится под толщей воды,потому-что иногда скелеты нужно оставлять в шкафу.

А я всё-таки склеил самолёт(на фото) и он у меня хранится в коллекции напоминая о том,что реальность часто отличается от наших представлений.И история нейтральной шведской Каталины это подтверждает.

#historyВ, #historyМир, история, армия

Previous post Next post
Up