Лондон с высоты Святого Павла

Aug 24, 2006 12:00

Собор Святого Павла (St. Paul’s Cathedral - Сен-Пол, а на французский манер - Сен-Поль) не только является одним из символов Лондона, но и входит в число крупнейших в мире христианских храмов.



Велико же было мое удивление, когда, выйдя со станции метро St. Paul’s, я не заметил поблизости и признаков гигантского собора. Напротив метро находится лишь сравнительно небольшая полуразобранная (поврежденная бомбардировками еще во Вторую мировую войну да так и не восстановленная), хотя и достаточно живописная церковь Christchurch-without-Newgate.




Рассудив, что коль купол Сен-Поля издалека заметен практически во всех уголках центра британской столицы, то вблизи его можно не увидеть, лишь оказавшись с обратной стороны прилегающих к собору кварталов. Таким образом, я начал обход ближайшего здания. По дороге мне встретились рабочие, делавшие влажную уборку тротуара. Они не просто поливали улицу, а использовали что-то отдаленно напоминающее моющий пылесос. Видимо, поэтому их трубки со щетками на концах были присоединены не к банальным уличным гидрантам, а к припаркованной тут же специальной машине. Тротуар, что характерно, для этой операции полностью перекрывался.



И вот в конце переулка заслуженной наградой непродолжительным поискам возникла громада собора. Облик сооружения красноречиво говорит о том, что главный храм британской столице был построен не в Средние века, подобно тому же парижскому Notre-Dame, а уже в Новое время.



Тем не менее история Сен-Поля тесно переплетена со Средневековьем. Согласно утверждениям историков, первая церковь на этом самом месте появилась еще в 604 году, когда началась христианизация Англии. В тот год на остров прибыл Св. Меллитус - последователь Св. Августина, дабы проповедовать христианство среди язычников-англосаксов. В 675 году эта деревянная церковь сгорела. Через десять лет здесь же был построен каменный собор. Он простоял около трех веков, когда в 961 году был разрушен викингами во время очередного их налета на Лондон. Спустя год опять был построен каменный собор, но он оказался менее долговечным, чем его предшественник, рухнув во время пожара в 1087 году.
Более удачливая судьба оказалась у четвертого - на данный момент самого долговечного храма. Грандиозный готический собор, известный под именем Старого Сен-Пола, начали возводить в 1087 году, но освятили только в 1240-м. Длина здания составляла 180 метров, ширина - 30 метров, а высота штиля практически достигала полутораста метров. Правда, в годы Реформации XVI века собор пришел в запустение, возрождать его начали только в XVII столетии, в частности в 1633 году добавив неоклассический портик. Но огонь погубил и эту громаду во время печально известного Великого лондонского пожара 1666 года.
Согласно свидетельствам сохранившихся документов, восстановление старого собора было возможным, но городские власти приняли решение о строительстве по новому проекту. И это стало звездным часом знаменитого английского математика и архитектора сэра Кристофера Рена (Christopher Wren) (1632-1723). Видимо, еще в 1663 году, когда он занимался реставрацией старого собора, у него созрел проект нового величественного сооружения: не мрачно-мистического, а светлого в духе эпохи просвещения. Вероятно, этим и объясняется быстрота, с которой Рен представил проект. Правда, в итоге реализован был далеко не первый его вариант (он вообще предусматривал использование существующего старого фундамента, что существенно ограничивало масштабность сооружения), были внесены многочисленные изменения.
Строительство современного собора, пятого по счету, началось в 1675 году. Продолжалось оно долго, храм был завершен только в 76-летию Рена - в 20 октября 1708 года. Впрочем, службы в Сен-Поле начались значительно раньше - в конце 1697 года.
На этой фотографии собор виден с севера, с небольшой площади, выполненной в итальянском стиле. К сожалению, я не нашел информации о том, когда она была сформирована …



Вполне в духе места тут выставлена символичная скульптура «Отче наш» (Paternoster) скульптора Елизаветы Фринк (1930-1993). Я так понял, что впервые она была тут выставлена в 1975 году, а окончательно скульптурную группу на площади установили в 2003 году.



Очень богато декоративное оформление стен Сен-Поля, довлеющих над окружающими домами.



Может быть, эта фигура изображает самого Святого Августина? Впрочем, в этих вопросах я отнюдь не силен.



Крест в руках этой статуи довольно-таки грубо сварен из труб. Через сильную оптику хорошо различима обгоревшая на крепежных швах краска и какие-то лишние элементы конструкции, явно оставшиеся от прежнего крепежа.





Верхняя галерея купола собора называется Золотой. Чтобы попасть туда, нужно преодолеть высоту в 85 метров, поднявшись по 530 ступенькам. Не слишком комфортный путь по узким коридорчикам и крутым лестницам вознаграждается великолепной панорамой Лондона.



Полная высота собора от пола Церковного зала до верхушки шпиля составляет 111 метров. И хотя собор Кристофера Рена ниже своего готического предшественника, он, конечно, намного больше по объему.



Через небольшую арку опять-таки в итальянском стиле можно попасть на площадь перед Сен-Полем.



Третий проект Рена, в итоге и воплощенный в камне, предполагал строительство обширного храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Однако уже после начала строительства король Карл II (Charles II) (р. 1630-1685, прав. 1660-1685) повторно затребовал проект и распорядился внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Однако в число этих изменений входил огромный центральный купол. Именно он, явно выполненный под влиянием внешнего облика базилики святого Петра в Риме (Кристофер Рен вообще испытывал склонность к римскому стилю), и стал наиболее узнаваемым элементом собора. К слову, купол Сен-Поля на фоне пылающего Лондона был для англичан символом упорного сопротивления в первые годы Второй мировой войны. Кстати, от собора Святого Петра Сен-Поль отличается тем, что по образцу английских церквей имеет более длинный продольный неф и обширный трехнефный хор.
К сожалению, съемка внутри собора запрещена даже за деньги, так что интерьеры Сен-Поля я показать не смогу. Хочу отметить, что над Церковным залом на высоте 30 метров под куполом находится весьма любопытная галерея Шепота. Своим названием она обязана интересному (и изначально не предусмотренному самим Реном) акустическому эффекту: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается стенами, в результате чего этот звук вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.



Вид на западную часть центра Лондона с наружной Каменной галереи, проходящей по основанию купола на высоте 53 метров. Чтобы попасть сюда, надо подняться по 378 ступенькам.



На обеих колокольнях собора установлено 17 колоколов, из них тринадцать в этой северо-западной башне.



В юго-западной башне только четыре колокола, но зато именно там находятся крупнейшие из них - Большой Пол (Great Paul) весом в 17 тонн и Большой Том (Great Tom). Здесь хорошо видна уходящая на запад улица Флит-Стрит (Fleet Street).



От Сен-Поля она уводит к району Юридических корпораций, далее превращается в Стренд (Strand), в свою очередь вливающийся в знаменитую Трафальгарскую площадь (Trafalgar Square). Тут можно разглядеть неоготические шпили Королевского дворца правосудия (Royal Courts of Justice) Несколько позже я планирую сделать рассказ о своей прогулке по этому маршруту.



Взгляд на «итальянскую» площадь сверху. Справа виднеется скульптурная группа «Отче наш», слева - арка ворот.



Здесь через Темзу перекинут пешеходный мост Тысячелетия, за которым виднеется узнаваемое здание галереи «Тэйт модерн».



Современные деловые новостройки. На мой взгляд, они изрядно вредят облику Лондона. Город из-за них похож на лоскутное одеяло, зрительно заметно уступая гармоничному Парижу - своему давнему континентальному сопернику. В этом плане британская столица изрядно напоминает Москву. Сравнение, увы, не особенно лестное. Высокое здание слева, как мне подсказали, принадлежит страховой компании «Лондонский Ллойд».



Взгляд на северо-запад, в сторону телебашни.



Строительная возня у подножья церкви St. Vedast alias Foster, к слову, также построенной Реном. Такое впечатление, что сооружают подземную стоянку, хотя я могу и ошибаться.



А это уже наверняка строительство целого дома, небольшого квартала. Интересно, будет ли это современная башня из стекла и металла или же нечто менее выбивающееся из стиля окружающих зданий?



Небольшое стадо знаменитых английских двухэтажных автобусов. К слову, второй этаж не особенно удобен из-за довольно-таки крутой лестницы, но зато он любим молодежью, что выражается в порезанных сиденьях, исцарапанных стенах и окнах. И это несмотря на системы видеонаблюдения!..



Открытый туристический автобус. Они обычно ходят по нескольким маршрутам, во время поездки можно прослушивать в записи комментарии гида на целом букете разных языков. Кажется, на ряде маршрутов предусмотрен и русский язык.



Узкая винтовая лестница с Каменной галереи ведет выше - на галерею Золотую.



На этом участке пути можно ознакомиться с устройством купола собора. Внутренняя его часть, как видно, выполнена из свинцовых пластин.



Вот позади осталось еще полторы сотни ступеней - и можно выйти на узкую галерею под фонарем купола, стиснутую высокими каменными перилами.



Отсюда открывается еще более захватывающая картина британской столицы. Опять взгляд на юг, в сторону моста Тысячелетия.



Здесь видны колесо обозрения London Eye и даже башня Парламента. На переднем плане можно видеть The OXO Tower.



Министерство Обороны и мост Ватерлоо. На заднем плане можно различить фасад Букингемского дворца.



Взгляд вниз по течению Темзы. Вдалеке виден знаменитый неоготический Тауэрский мост (Tower Bridge). Мост поближе называется Лондонским (London Bridge).



Вот он во всей красе - мост напротив Тауэра. Даже не хочется верить, что построен он был только в конце XIX столетия! Сама же крепость находится левее, с галереи ее не видно - закрывают офисные башни.



Взгляд на север, тут виднеется церковь, фигурирующая на первой фотографии этого альбома.



Она же крупнее. Есть у меня подозрение, что она примыкает к Олд-Бейли (это старый Уголовный суд).



И опять полюбившаяся мне площадь в несколько ином ракурсе.



Крыши домов, выстроившихся вдоль Флит-стрит.



А это неоготический дом в юго-западном углу Сити, недалеко от набережной Виктории. Я его как-то показывал в альбоме, посвященном моим поискам Круглой церкви тамплиеров. Чуть дальше даже можно различить упомянутый там же флюгер-кораблик.



В центре кадра - массивное и помпезное здание из красного кирпича - Юридическая корпорация Линкольна, построенная в XIX столетии. О своей прогулке в тех местах и о бойких белках в прилегающем сквере, надеюсь, я еще расскажу.



Известная (даже по рекламе роуминга МТС) башня London Gherkin («Корнишон»), она же Swiss RE Tower, построенная в начале XXI века по заказу швейцарцев. Из-за нее и ей подобных ЮНЕСКО пригрозило вычеркнуть из своих списков мирового исторического наследия крепость Тауэр, к которой почти вплотную прилегают такие монструозные офисные башни. Сам по себе проект, впрочем, мне кажется вполне симпатичным, вот только всякому овощу своя грядка, и сияющим нагромождениям из стекла и металла не место близ средневекового замка.



И вот началась долгая дорога вниз. В крипте собора, кстати, похоронены многие важные исторические деятели Британии. Первым тут удостоился чести быть погребенным строитель собора - Кристофер Рен. На его могиле нет памятника, лишь приведена эпитафия на латыни «Lector, si monumentum requiris, circumspice», гениальная в своей лаконичности фраза: «Читатель, если ты ищешь памятник - посмотри вокруг». Также тут находятся могилы адмирала Нельсона, герцога Веллингтона, Лоуренса Аравийского и многих других.



Прощальный взгляд на Сен-Поль с Флит-стрит - не только последний кадр этого альбома, но и начало следующего рассказа.

Лондон, Великобритания, история

Previous post Next post
Up