Голова дракона

Jun 02, 2005 12:30




Я уже показывал участок Великой китайской стены у Байдалина, что недалеко от Пекина. На этот раз я хочу рассказать о месте, где эта стена начинается. Называется оно очень символично - Голова дракона.
Расположено начало Стены близ города Шаньхайньгуань в провинции Хэйбэй к юго-востоку от Пекина.
Как видно по вывеске у входа в комплекс укреплений, потоку русскоязычных туристов тут уделяется достаточно много внимания, хотя с орфографией китайцы традиционно не дружат.




Расположения начального пункта стены было выбрано неслучайно: Шаньхайгуань находится в стратегически важном транспортном узле близ одноименного прохода. Последний представляет собою узкую низменную полосу побережья между Ляодунским заливом Желтого моря и горами Яньшань. Длина этого прохода достигает двухсот километров при ширине порядка 25 км. Таким образом, здесь Великая Китайская равнина связываются с Маньчжурией, сейчас уже давно являющейся северо-восточной частью страны, но ранее таившей угрозу.



На протяжении многих веков Шаньхайгуаньский проход являлся главными северными воротами Китая. Первые крепости появились тут еще в VI веке. Однако самая крупная была построена в XIV столетии, когда на императорском престоле утвердилась династия Мин, сменившая монгольских правителей семейства Юань.



Уже внутри укреплений. Аллея ведет к внутренней цитадели, выходящей к морю, где и начинается Великая стена.



Орудия, расставленные в крепости, явно относятся ко второй половине XIX века. Стратегическое значения Шаньхайгуаньского прохода и тогда было велико, однако Великая Китайская стена уже давно не ремонтировалась и большая ее часть лежала в руинах.



Пришедшая в середине XVII века к власти в Китае маньчжурская династия Цин не уделяла особого внимания древнему оборонительному поясу страны, так как в ту пору не видела особых угроз с севера.



Вот она - Голова дракона! От этих волн начинается стена, когда-то достигавшая в длину более шести тысяч километров.



Справа примерно в полукилометре виднеется своего рода пирс. Находится он на защищенной крепостью части пляжа. К судоходству «пирс» никого отношения не имеет: там располагаются буддистский храм и смотровая площадка.



Тут можно рассмотреть оригинальную подлинную кладку Головы дракона. Все прочее было восстановлено, точнее, воссоздано совсем недавно - на рубеже XX и XXI веков. Более того, с высокой степенью вероятности можно предположить, что исторический облик крепости сильно искажен. Увы, за всеми разговорами о древности истории и величии культуры в Поднебесной относятся к этому бесценному наследию на удивление равнодушно. Порою руины уникальных памятников старины сносятся тяжелой техникой, а на их месте возводится из современных материалов и по современной технологии некое подобие былого сооружения. Вопросы внешнего сходства строителей тоже особенно не волнуют: если выйдет «величественней», чем было на самом деле - не беда, туристы все равно останутся довольны, а уж тем более сами китайцы.



Затем я вернулся к цитадели и немного погулял по ее территории.



Помимо башен и стен построен целый городок, своего рода историческая реконструкция того, как мог выглядеть постоянный лагерь гарнизона Шаньхайгуаня. Картина, подозреваю, крайне идеалистическая.



Любопытно, каким целям мог служить подобный лабиринт в старину. Возможно, конечно, в нем отрабатывались какие-то боевые приемы, но более вероятно то, что своим возведением он обязан архитекторам современности, посчитавшим его важным эстетическим «довеском». Впрочем, с этими развивающимися знаменами лабиринт и в самом деле смотрится очень красиво.



Судя по всему, это штаб лагеря. Бетонное сооружение на каменной платформе до боли напоминает палатку.



Внутри штаба можно видеть фигуры, явно изображающие командующего гарнизоном и его офицеров и охрану. К сожалению, я не нашел здесь поясняющих табличек на английском языке. Увы, я сходу могу назвать только одного китайского генерала, чье имя непосредственно связано с Шаньхайгуанем, это У Сань-Гуй. Однако сильно сомневаюсь, чтобы его увековечили хотя бы в виде манекена. Дело в том, что У Сань-Гунь предал свою страну, когда в 1644 году пропустил через Шаньхайгуаньский проход маньчжурских захватчиков.



Стоит напомнить, что к началу XVII века Китай переживал сильный кризис, затронувший не только экономику, но и весь государственный аппарат. Звезда Минской империи, невероятно могущественной в XIV веке (в ту пору, пожалуй, сильнейшей в мире), быстро клонилась к закату. Погрязшее в коррупции государство разваливалась под ударами как внешних врагов (в первую очередь маньчжуров под властью клана Нурхаци), так и внутренних - масштабных народных восстаний.
В то время как маньчжуров в общем удавалось сдерживать силами крупной армии, сконцентрированной в Шаньхайгуане (хотя в 1633 году и была потеряна Внутренняя Монголия), Пекин не выдержал натиска повстанческого войска Ли Цзы-Чэна. Последний провозгласил себя императором новой династии Шунь. Тогда У Сань-Гунь, со стратегической точки зрения оказавшийся в мышеловке между крестьянской армией на западе и маньчужрской на востоке, из двух зол выбрал казавшееся ему наименьшим. Он заключил союз с внешними врагами Китая против внутренних и открыл ворота маньчжурской армии. В мае 1644 года у Шаньхайгуаня произошла битва, в которой войска Ли Цзы-Чэна потерпели сокрушительное поражение. Повстанцы не смогли удержать Пекин, были отброшены на юго-запад и окончательно разбиты. Осколки Минской империи еще несколько лет оказывали несогласованное сопротивление маньчжурам, но уже к 1662 году весь Китай оказался под властью пришельцев с северо-востока. Победители основали новую династию - Цин, правившую Поднебесной до 1911 года. Как видно, династию Мин, рожденную народным восстанием Красных повязок середины XIV века, погубило народное восстание XVII века. К слову, Мин была последней этнически китайской династией.



Переулок, изображающий улицу средневекового гарнизонного городка.



Очень характерные для Китая круглые ворота.



Казарма рядового состава. Это помещение отапливалось в холодное время костром, горящим под полом. Теплый воздух проходит под спальными местами, весьма эффективно обогревая комнату. Подобное я уже показывал в альбоме по Сикачи-Аляну. Правда, не вполне понятно, насколько сильно рисковали угореть обитатели такого дома.



Явно жанровая сценка из жизни городка.



Воссозданный боевой корабль. Расположенный на море, Шаньхайгуань для эффективного прикрытия побережья от возможных десантов в тыл должен был располагать и военно-морскими силами.



Я могу критически относиться к китайской «реконструкции» исторических объектов, но искусством китайских садовников неизменно восхищаюсь.



Узкая тропинка ведет из городка к полоске песчаного пляжа.





Взгляд на Голову дракона с берега.



Тут же расположены и какие-то аттракционы. Среди прочего туристам предлагаются квадрациклы (трасса невероятно примитивна: круг в сотню метров по пляжу стоит двадцать юаней, то есть около семидесяти рублей), катания на неопознанных легкомоторных летательных аппаратах, лодки и т.д. Сложно сказать, каким развлекательным целям служит эта ужасная вариация на тему капитана Хука из «Питера Пэна».



Впечатление тем более усиливается близким соседством китайской копии советского истребителя МиГ-17, гордо названной в Поднебесной именем J-5.



Рядом красуются и очередные каменные военачальники, с мудрым видом всматривающиеся в морскую даль.



Подхожу к храму на пирсе.



К нему же через пляж бредут весьма своеобразного вида буддистские монахи.



Храм здесь, впрочем, примерно такой же аттракцион, как и квадрациклы. За пару юаней можно ударить бревном в колокол или просто посидеть на спинах каменных драконов. Впрочем, эта курильница (?) не производит впечатления новодела.



Прощальный взгляд на Голову дракона. Красивое все-таки место!
Однако больше в Шаньхайгуане делать нечего и смотреть не на что.

Китай, история, военная история

Previous post Next post
Up