Неполиткорректный рассказ про октябрьскую поездку в Москву

Oct 10, 2015 09:30

Буквально меньше недели назад вернулся из столицы. На этот раз подробного (и так и не завершенного) фотоотчета о долгих прогулках по московским улицам и закоулкам не будет. Времени свободного особо не было, погода не располагала, к тому же не хотелось плодить снимки, которые так и не появятся на страницах моего блога по причине упомянутого выше фактора времени. Однако галопом по европам в стиле «что вижу - о том и пою» можно и пробежаться, тем более немалая часть моего рассказа появилась еще как отдельные фотографии с комментариями в моих Instagram и Facebook.



1 Улетая первым утреннем рейсом «Аэрофлота», я преспокойно добрался до аэропорта без такси, за двадцать рублей. До центра меня подкинул ехавший на работу родственник, а потом довез общественный транспорт. Вообще очень удобно, что в хабаровский аэропорт ходит троллейбус прямо из сердца города.
Надпись «Аэропорт» красуется на давно выведенном из эксплуатации старом терминале постройки 1969 года. Именно оттуда начался первый в моей жизни полет на самолете. Но даже детские воспоминания сохранили в памяти тесноту внутри - терминал уже тогда совершенно не соответствовал объемам пассажирских перевозок. Как-никак Хабаровск являлся главным авиаузлом всего Дальнего Востока СССР, а Хабаровский объединенный авиаотряд входил в число крупнейших в Союзе.
Самый старый терминал постройки 1956 года в кадр не попал (рассказывая о командировке, я выкладывал его в «Инстаграме»), но я все-таки отмечу тут, что в обозримом будущем он будет снесен в ходе реконструкции аэропорта. Недавно из этого здания уже перенесли все основные службы, и пассажиров оно больше не обслуживает.


2 Площадь перед терминалом внутренних линий Большого хабаровского аэропорта, официально носящего имя Новый. Даже мне, человеку явно вылетающему, а не прилетевшему, тут же пытались сосватать «такси недорого». А уж стоит прибыть в дальневосточную столицу, и при выходе в город неизменно возникает стойкое ощущение какой-нибудь арабской страны: «Camel, camel! Хаччу вирблют!» Справедливости ради следует отметить, что отличий от Москвы в этом плане никаких. Да и в соседнем Владивостоке, говорят, такая же картина.



3 Часть летного поля. Помнится, в здоровом ангаре слева несколько лет назад собирались развернуть сборку Sukhoi SuperJet 100 с люксовыми салонами. Судя по тому, что пересмотрена в сторону сокращения программа выпуска линейных модификаций, об отверточной сборке в Хабаровске можно забыть как минимум очень надолго.
Вдали стоят отлетавшие свое Ил-62М в ливреях давно канувших в лету авиакомпаний «Дальавиа» и «Домодедовские авиалинии». Первая являлась прямой наследницы упомянутого выше Хабаровского объединенного авиаотряда, история которого, таким образом, начавшаяся в 1953 году, де-факт нашла свое окончание осенью 2008 года, а де-юре - в январе 2009-го, когда был аннулирован сертификат эксплуатанта. К слову, «Дальавиа» была первым оператором Ту-214, и именно в Хабаровске эти слишком поздно появившиеся и слишком сырые самолеты получили меткое прозвище «Тамагочи». Еще дальше можно разглядеть совсем уж печальную картину - уже порезанный да брошенный фюзеляж.
На среднем плане выруливает со стоянки на взлет крошечный почтовый самолет L-410 «Хабаровских авиалиний».



4 В кадре обширный квартал, сверху (с севера) и снизу (с юга) ограниченный центральными улицами Карла Маркса и Ленина, а слева и справа - улицами Дикопольцева и Ленинградской. Дикопольцева, кстати, недавно соединили через новую улицу Лейтенанта Орлова с Волочаевской, осуществив тем самым давний проект развития транспортной инфраструктуры, задуманный еще во времена А.К. Черного.
В центре кадра под бордовой крышей стоит ледовый дворец спорта «Платинум арена», на момент постройки в 2003 году один из крупнейших в стране. Правее и ниже желто-черными фигурами выделяется сравнительно недавно глубоко реконструированный бывший дом культуры завода «Энергомаш», а ныне Городской дворец культуры.



5 Фотография довольно наглядно демонстрирует то, что Хабаровск, в особенности его исторический центр, изначально отличала регулярная планировка - большинство улиц пересекается под прямым углом.



6 Прибрежная часть южной дуги исторического центра города. От площади Славы вправо кадр пересекает упомянутая ранее улица Ленина.



7 С прошлого года «Аэрофлот» отменил возвратные билеты на дальневосточных направлениях для всех тарифов «чистого» эконом-класса вплоть до «премиум». «Гибкие» билеты остались только начиная с эконом-комфорта. Салон именно этого класса лайнера Boeing-777 фигурирует на фотографии. Идеологически он представляет собою нечто среднее между экономом и бизнес-классом. Шаг кресел чуть больше, но куда важнее увеличенное расстояние по ширине, по крайней мере локтями друг в друга соседи уже так не упираются - появился полноценный, а не узенький откидной подлокотник. Компоновка салона 2 + 4 +2 вместо 3 + 4 +3. Кресло переводится в полулежачее положение таким образом, что спинка в любом случае не опрокидывается на сидящего сзади. Сенсорный экран персональной развлекательной системы чуть больше, чем в экономе. Добавились небольшие полочки для мелких вещей. Вот, пожалуй, и все основные отличия с точки зрения среды. Посадка на борт, разумеется, осуществляется в общей очереди.



8 Сильнее всего отличается питание - довольно вкусно, сытно (то есть прилично выходит по объему), приборы металлические, тканевые салфетки и т.д. Правда, жители Дальнего Востока опять-таки в пролете с алкоголем - в эконом-комфорте вино положено на всех рейсах, кроме дальневосточных. :)
Полноценно, с горячим, кормят в семичасовом полете два раза.



9 Москва встретила почти полностью затянутым тучами небом и нулем градусов. В Хабаровске было теплее.
Типичная для «Аэрофлота» часовая задержка рейса из-за позднего прибытия борта изрядно скомкала все намеченные планы на день. Хорошо, что я был налегке - рюкзак за спиной да портплед в руке - и успел добежать до отправления очередного аэроэкспресса к Белорусскому вокзалу буквально в последнюю минуту. Узелок на память: билет стандартного класса из аэропорта в Москву и обратно в течение месяца стоит 940 рублей.



10 На сей раз я остановился не в Китай-городе, а на кольце - у станции «Проспект мира». Еще на фотографиях «Галерея авеню отель» несколько потряс своими интерьерами мои представления об эстетике помещений. Однако все перевешивало удобство расположения - из моего окна было прекрасно видно по прямой здание, где лежали основные интересы командировки.
Фотографии на сайте не обманули - вся эта лепнина, гнутые ножки и спинки вкупе с обилием стразиков живо вызывали образ дорогого публичного дома, насколько я могу представить его по классической литературе.
Заодно в кадр попал совершенно незаменимый объект. Нет, это не кровать. :) Речь об электрическом обогревателе. Во вторую неделю октября центральное отопление в отеле так и не появилось, зато халтурный характер строительства здания проявлял себя сквозняками по всей внешней стене, несмотря на заботливо по-советски заклеенную тканевыми полосками оконную раму. Забегая вперед, отмечу, что спать пришлось в одежде почти в обнимку с вплотную придвинутым к кровати масляным радиатором. Как не простыл по итогам поездки - до сих пор удивляюсь.



11 Позитивно-улыбчивый комплимент от отеля. Впоследствии он ушел под бутылку приятного итальянского вина по случаю рождения дочери у друга.
Отель изо всех сил старается убедить клиентов бронировать не через Booking, а у него напрямую. В качестве бонусов предлагаются показанная тут тарелка фруктов, вода, зубной набор, халат, а также бесплатное раннее заселение или поздний выезд. Последним я в полной мере воспользовался, так как обратный самолет у меня был только вечером - утренних или дневных рейсов на Дальний Восток из Москвы просто не существует - в противном случае они прибывали бы среди ночи.
Дабы завершить тему отеля, добавлю, что завтраки по системе шведского стола были хоть и не то чтобы вкусными, но более или менее разнообразными; во всяком случае голодным они меня не оставляли.
Сервис на стойке регистрации заслуживает высшей оценки - все очень быстро, четко и вежливо, а вот горничная в день заселения забыла о большинстве плюшек, положенных при бронировании номера напрямую. Однако после моего напоминания исправилась. Качество уборки в номере оказалось вполне приличным, даже на многочисленной лепнине пыли практически не было.



12 В первый вечер чуть погулял между двумя встречами в районе проспекта Мира. Вот, к примеру, крытый спорткомплекс «Олимпийский». Построенный к московской Олимпиаде 1980 года, он, если верить «Википедии» по-прежнему остается самым большим сооружением такого рода в Европе. Впрочем, лично мне он более знаком по магазину фототехники (несколько лет назад, правда, переехавшему) - в этом смысле сооружение более напоминает комплекс торговый.



13 Московская соборная мечеть - новодел последних лет на месте старой исторической мечети начала XX века. Говорят, в дни мусульманских праздников тут очень уж своеобразно. Впрочем, и в обычные дни календаря специфика заметна невооруженным глазом: у метро встречаются попрошайки, вместо обычного «подайте ради бога» поминающие аллаха всуе, немало смуглокожих бородатых прохожих, женщин в восточных платках, которые, равно как и прочую глухую одежду для правоверных дам, можно приобрести в лавочках «Олимпийского».



14 Здание управления московского метрополитена оказалось неожиданно симпатичным и вызвало в памяти современную архитектуру Барселоны. Начавшийся снегопад только придал ему дополнительный шарм.



15 Тотемный зверь сети демократичных едален «Му-му», похоже, несколько опешила от раннего прихода зимы. Еще один узелок на память: средний ужин с десертом обошелся мне в 506 рублей. Можно было выбрать опции и подешевле, однако качество еды в «Му-му» сейчас совсем не то, что десять лет назад, и экономия в таких условиях себя оправдывает редко.



16 В столице раннее синее промозглое утро, на крышах домов и машин лежит снег. К моменту, когда рассвело, я стучал по клавиатуре уже часа два как, дрожа при этом крупной дрожью около вывернутого на максимум радиатора. Беспроводной интернет в отеле присутствовал и даже бесплатный, но более или менее приличная скорость была разве что по ночам и по утрам.



17 Вечерний проспект Мира.



18 В последний день командировки мне все-таки нужно было заглянуть в Китай-город. Своими глазами посмотрел на начавшийся процесс, скажем так, полной реконструкции восточной части древнего Зарядья. На снимке справа вдаль уходит в сторону Кремля улица Варварка, слева к Москве реке тянется Китайгородский проезд. Великолепные здания начала XX века, видимо, обречены на исчезновение. Жаль, так как это тоже кусочек той самой моей Москвы, о которой я с ностальгией рассказывал пять лет назад.



19 Не устоял перед искушение и заглянул на Хитровку. Благодаря недавней реконструкции Хитровская площадь сильно изменилась. На мой взгляд, к лучшему.
Справа в кадр попал дом Ярошенко, где сто лет назад находился самый опасный из московских трактиров - «Каторга».



20 Импровизированный сквер сильно исказил исторический рельеф, но в любом случае это гораздо приятнее запланированного тут в конце «нулевых» бизнес-центра или училища советской эпохи. Площадь спустя много десятилетий опять стала площадью, как во времена Гиляровского.



21 Опять соборная мечеть, на этот раз при блеклом свете по-ноябрьски хмурого и зябкого дня. Ночью, надо признать, она выглядит куда более эффектно.



22 Она же стала причиной того, что район станции метро «Проспект Мира» стал весьма неуютным. То, что видно на фотографии, это цветочки. Ягодки были, когда я стал пробиваться из гостиницы к метро. Толпа прихожан мечети была столь плотной, то ее непросто было обойти и по проезжей части. Метров за сто до вожделенных дверей среда и вовсе сжалась до состояния подмосковной электричке в час пик. В итоге я потерял (без преувеличения!) больше четверти часа и опоздал на намеченный аэроэкспресс. К счастью, заложенный запас времени предусматривал подобные неожиданности.



23 И в этот раз «Аэрофлот» не обошелся без задержки, несмотря на вылет из базового порта. Как причину экипаж назвал долгую загрузку багажа. Мои планы пофотографировать город на наоре высоты в режимном освещении потерпели крах - сумерки густели быстрее, чем наш лайнер выруливал на взлет.



24 Потом еще добавилась очередь на обработку антиобледенительной жидкостью. Впрочем, против подобной задержки я уже ничего не имел.
С одной стороны, я могу констатировать, что сервис на борту самолетов «Аэрофлота» стал заметно лучше, и сейчас находится на более чем достойном для крупных иностранных авиакомпаний уровне. С другой стороны, во всем, что находится за пределами самолета, у «Аэрофлота» с сервисом все очень и очень грустно. Любая проблема, возникшая у пассажира по вине авиакомпании, ее нисколько не тревожит. Тут можно вспомнить и чуть было не испорченный «Аэрофлотом» прошлогодний отпуск, когда ситуацию спасли отнюдь не обещанные действия сотрудников этой авиакомпании, а искреннее стремление помочь со стороны работников KLM. Или недавно отмененный рейс из Сеула в Хабаровск, о котором «Аэрофлот» даже не затруднился нас уведомить, а затем предложил альтернативы, заставившие меня сильно пожалеть о том, что весной я решил сэкономить и приобрести билет на рейс «дочки» лидера отечественной гражданской авиации, а не куда более клиентоориентированной Asiana.



25 Питание при вылете из Шереметьево заслуживает отдельного упоминания. Если то, чем кормили на предыдущем рейсе по качеству было ближе к хорошей столовой или дешевому кафе, то ужин вполне можно было назвать ресторанным. До сих пор с самыми теплыми чувствами вспоминаю корейку ягненка на гречневой каше с белыми грибами!.. Отчасти, возможно, в такой оценке помог пропущенный в Москве обед. :) Решительно не понравился разве что салат.



26 Завтрак также оказался очень неплох. Во всяком случае домой я прилетел сытым.



27 Утро мы встретили где-то над западом Якутии.



28 Хабаровск встретил хоть и осадками, но все-таки не снегом, а дождем - в Москве было значительно холоднее.
Внизу можно видеть Восточное шоссе с бизнес-центром «Золотые башни», а дальше - военный аэродром с боевыми самолетами и вертолетами на стоянках.



29 По наитию перед посадкой на борт купил в Шереметьево в качестве гостинца домой белёвскую пастилу. Кажется, про нее даже сняли сюжет для RTG. Судя по нему и надписи на коробке, пастилу сию производят вручную, в составе нет никакой химии. Вкус просто изумительный! Особенно хороша воздушная, заварная пастила ей сильно уступает. К счастью, уже нашел такую пастилу и в Хабаровске, причем по ценам значительно ниже аэропортовских. :)



дневник, Москва, Хабаровск, авиа

Previous post Next post
Up