Что ждет автомобилистов Хабаровска, или встреча с руководителем краевой ГИБДД

Jan 12, 2013 13:00

1 В позапрошлую субботу состоялась встреча блогеров с руководителем управления ГИБДД по Хабаровскому краю полковником Игорем Петряшиным. Вероятно, мой отчет об этом выйдет уже после того, как о мероприятии расскажут все прочие участники. Принимая во внимание обстоятельства, удивляться этому, полагаю, не стоит. :)





2 Организатором встречи в очередной раз оказался деятельный Антон plus_a, активно развивающий концепцию диалогов представителей власти с представителями дальневосточной блогосферы. Стоит отметить, что на этот раз были учтены ранее неоднократно звучавшие пожелания, и при виде участников встречи ни у кого уже не возникло вопроса «Кто все эти люди?» На мой взгляд, камерный формат и неформальная обстановка в куда большей степени располагает к плодотворному диалогу, чем многолюдные собрания в духе пресс-конференций.



3 Игорь Анатольевич сразу заявил, что ГИБДД пиарить не надо, ведомство в этом не нуждается. Своей главной задачей он видел ответы на вопросы представителей блогосферы.
Перед началом беседы - и тут нужно поставить ньюсмейкеру пять баллов - полковник привел некоторые цифры из доклада, подготовленного по итогам работы ведомства за 2012 год. С этого, как мне кажется, и следует начинать подобные встречи - чтобы сразу расширить круг возможных тем для обсуждения и получить хотя бы общее представление о ситуации.
Было сказано, что, несмотря на сокращение личного состава ГИБДД, главный для ведомства показатель - число погибших и пострадавших на дорогах края - снижается. В 2012 году в ДТП погибли 232 человека против 246 годом ранее. Тем не менее это число считается высоким, так как сравнение ведется с куда менее печальным 2004 годом.
Вместе с тем объективной причиной роста числа ДТП ведомство считает увеличение числа автомобилей. По приведенным данным, с 2006 года последний показатель вырос на 30% - до 400 машин на тысячу жителей. Проблему также усугубляет отсутствие необходимой инфраструктуры: развитие Хабаровска ведется несбалансированно, возведение новых офисных и жилых зданий не обеспечивается строительством необходимого числа парковочных мест и совершенствованием дорожной сети. Так, Игорь Анатольевич опроверг почерпнутую мною ранее статистику по новому микрорайону «Строитель», согласно которой там во дворах предусматривалось одно машино-место на два квартиры. По словам руководителя краевой ГИБДД, парковочных мест там в пять раз меньше, чем число квартир.
Вместе с тем Игорь Петрящин произнес поразившую меня, будто гром, фразу: «Пробки снижают аварийность». На мой, взгляд, тезис чрезвычайно спорный, но, видимо, подходить к нему нужно именно с позиций озвученного главного для ведомства показателя - числа жертв и пострадавших. Действительно, тяжелые ДТП главным образом происходят на высоких скоростях, поэтому когда город застывает в пробках, подобные ситуации возможны главным образом при выезде на полосу встречного движения. Ну а множество мелких ДТП, в которых страдают главным образом бамперы и кузова машин, вероятно, и вовсе не регистрируются, - при небольшом ущербе водителям нередко проще расплатиться на месте, чем разводить канитель с оформлением происшествия и беготней по страховым компаниям. Откровенно говоря, мне кажется, очень плохо, что борьба с пробками не входит в число отчетных показателей работы ГИБДД; точнее, получается, входит опосредовано и в таком виде, что она даже невыгодна ведомству. Конечно, любую идею можно извратить до крайности: понятно, что если запретить любые виды транспорта, то пострадавших в авариях не окажется вовсе…



4 Мой основной вопрос касался классической проблемы преступления и наказания. Сразу скажу, что к ПДД я отношусь с уважением, так как правила дорожного движения пишутся кровью, это все-таки не вольное творчество государственной думы. Вместе с тем, как известно, лучшее поощрение порока - безнаказанность. Сейчас в принципе мы наблюдаем реализацию данного тезиса на улицах Хабаровска. Поворот не из своей полосы (скажем, с разделительной направо), пересечение стоп-линии у светофора сразу несколькими «шумахерами», забивающими своими машинами весь пешеходный переход, объезд пробок по разделительной или встречке и наглое подрезание законопослушных водителей на перекрестках - это еще далеко не полный перечень того, что можно ежедневно и практически без перерыва наблюдать на улицах города. На мой взгляд, сложилась такая ситуация, при которой законопослушным водителем быть просто невыгодно: безнаказанные нарушители творят на дорогах, что хотят, а те, кто соблюдают правила, вынуждены безостановочно пускать автохамов на каждом перекрестке.
Игорь Анатольевич сказал, что «шумахеры» рано или поздно сами себя наказывают, попав в ДТП, но все же согласился с моим утверждением, что при этом кроме нарушителей обычно страдают и другие люди.



5 Наибольшим злом руководитель ведомства считает превышение скорости, выезд на полосу встречного движения и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Как я понял, именно в этом направлении и будут прилагаться основные усилия ведомства в смысле пресечения нарушений и наказания виновных. Так образом женщине, которую чуть не сбила на переходном переходе на наших с aleonkin глазах серебристая «Тойота» с госномером А422НЕ27, выскочившая на «зебру» на запрещающий сигнал светофора, и в дальнейшем остается уповать лишь на свое везение, - де-факто никто наказывать этого хама не станет до тех пор, пока он кого-нибудь не убьет или не искалечит. Кстати, упомянутую сцену мы наблюдали на перекрестке улиц Серышева и Некрасова, как раз когда мы ехали на встречу с Игорем Петряшиным.



6 Нельзя не согласиться с главой хабаровского ГИБДД в том, что в идеале необходимо максимально уйти от человеческого фактора при фиксации нарушений ПДД и выписке протокола: «Я сторонник того, что инспектор должен иметь дело только с пьяными, с остальным должна справляться автоматика». Действительно, устройства видеофиксации сложно обвинить в коррумпированности (все данные о нарушениях сразу же отправляются в Москву, таким образом «подчистить» что-либо практически невозможно) или необъективности. Все это действительно хорошо и правильно. Однако есть одно «но». На весь почти шестисоттысячный Хабаровск сейчас работает лишь пять стационарных рубежей видеофиксации, к тому же они отслеживают только нарушения скоростного режима (хотя аппаратно вполне позволяют обнаруживать и тех, кто едет не по своей полосе). Плюс еще висят около 34 муляжей рубежей видеофиксации. (Местами с реальными камерами их практически не меняют, так что где стоят оригиналы, а где муляжи, хабаровские автомобилисты в основном знают.) Плюс есть несколько мобильных комплексов. Понятно, что на большее не хватает финансирования. Даже в существующих условиях порядка 30% всех протоколов (в среднем в сутки фиксируется порядка 600 нарушений) обеспечивает автоматика. К сожалению, происходящее на улицах города показывает, что этого совершенно недостаточно - автохамы с каждым годом наглеют все сильнее. Кроме вашего покорного слуги это на встрече отмечали и другие блогеры.
Понятно, что выставить пост на каждом перекрестке (в Хабаровске только нерегулируемых переходных переходов около 600, по краю их и вовсе порядка 1700) нереально - численность хабаровского полка с учетом гражданских лиц составляет лишь 420 человек. Но мне лично неоднократно приходилось наблюдать, как сотрудники ГИБДД, стоящие на посту, игнорировали нарушения, происходящие прямо у них на глазах.



7 Вопрос об упрощении практически не работающей процедуры фиксации нарушений самими участниками движения с помощью установленных в их машинах видеорегистраторов задала Анна anni-sanni. Что-либо здесь изменить и упростить управление ГИБДД по Хабаровскому краю не в состоянии - необходимо на государственном уровне менять саму законодательную базу. Кстати, всего в сутки через сайт ГИБДД поступает 15-20 обращений граждан, но доля из них, связанная с автохамством, ничтожна.
Кстати, сам Игорь Петряшин отметил, что злейшими нарушителями ПДД являются водители общественного транспорта.
В сутки в среднем сотрудники ГИБДД ловят 40 нетрезвых водителей, из них не меньше половины «знакомые все лица», которые ранее уже лишались прав за аналогичное нарушение (за год это 14 тыс. задержаний и 6 тыс. рецидивистов).
За каждый летний сезон задерживаются 1500 любителей погонять по ночному городу со снятым глушителем, сознательно нарушая сон хабаровчан. Правда, в основном и это одни и те же люди - всего таких уродов в Хабаровске около ста человек, просто задерживают их по много раз.



8 Я вовсе не хочу сказать, будто сотрудники ГИБДД вообще ничего не делают. Служба у них действительно нелегкая, особенно ночные зимние дежурства. Не будь их, на дорогах города и вовсе наступила бы анархия. Однако хотелось бы лучшего, а не уже привычного глазу медленного ухудшения статус-кво.
По словам Игоря Петряшина, привлекаются силы полка и на задания, не связанные с безопасностью движения, в частности на выезды на сигналы о хулиганстве и т.д. Всего за 2012 год было раскрыто более тысячи дел, задержания по которым осуществили сотрудники ГИБДД. (Кстати, меня удивила низкая эффективность плана «Перехват», который, по словам главы ведомства, срабатывает лишь в 2-3% случаев.)
Игорь Анатольевич вовсе не пытался на встрече представить сотрудников инспекции ангелами в погонах: «Они [инспекторы] тоже люди, случается, что спят в машинах, прячутся на дороге, уходят с маршрута». Но это, по его словам, в основном нетипичные случаи. Особенно сурово идет в рядах полка борьба с пьянством - перед дежурством личный состав обязательно проверяется алкотестером, а уличенные в употреблении алкоголя нещадно увольняются.
Много времени уходит на оформление пьяных водителей, обычно они отнимают по два-три часа, любят грозить инспекторам всеми возможными карами, а то и лезут в драку. «И дня не проходит, чтобы какой-нибудь инспектор не получил в ухо», - сообщил глава управления ГИБДД.



9 Кроме того, Игорь Петряшин отметил, что городские власти, точнее, нанятые ими подрядчики не всегда корректно наносят дорожную разметку, даже знаки иногда стоят с нарушениями. Однако тот же вызывающий много кривотолков знак ограничения максимальной скорости движения в 40 км/ч на путепроводе развязки, соединяющей Ленинградскую улицу, проспект 60-летия Октября и Восточное шоссе, установлен не случайно. По статистике, это место является самым аварийным в Хабаровске, и знак де-факто служит предупреждением иным горячим головам.
Мне очень понравилось то, что ведомство уже поняло, что задача рубежей видеофиксации и мобильных постов заключается не в том, чтобы наказывать за превышение скорости, а в том, чтобы снижать скорость потока до разрешенной и тем самым способствовать уменьшению аварийности. Еще несколько лет назад этого не понимали даже в федеральном центре.
Чертовски понравилась также фраза «На аварийность больше влияет качество комплектации машины, а не правый или левый руль». Прозвучавшая из уст профессионала, имеющего доступ к обширным статистическим данным, она многого стоит и, на мой взгляд, ставит крест на давнем споре приверженцев разных расположений рулевой колонки. «Автохлам» (к которому на Дальнем Востоке несколько пафосно относят не только отечественные машины, но и иные «европейки»), даже если он «леворукий», никак не может быть безопаснее адекватно обслуживаемого автомобиля, привезенного из Японии (при условии, если последний не является так называемым «распилом-конструктором»).



10 Еще я мысленно зааплодировал, когда Игорь Петряшин негативно отозвался о нашумевшем и вызывавшем волну негодования проекте превращения части бульваров в стоянки. Оказалось, мы придерживаемся одинакового мнения, что проблему пробок в центре это не решит.
По словам Игоря Анатольевича, звание самого благоустроенного города страны Хабаровск стабильно получает в том числе за счет наличия перспективных проектов. Скажем, один из них, рассчитанный на срок до 2025 года, предусматривает строительство автомобильных стоянок под большей частью улицы Муравьева-Амурского; конечно, едва ли он будет реализован в сколько-нибудь обозримом будущем.
Впрочем, зато в наступившем году расширят начало Волочаевской улицы, построят еще один надземный пешеходный переход через проспект 60-летия Октября, что должно снизить накал пробок на Южнопортовой, и, возможно, создадут в открытом доступе интерактивную карту с информацией о камерах ГИБДД и работе дорожных служб.
На вопрос о таксистах, плотно забивающих карманы остановок общественного транспорта, руководитель управления признал недоработку ГИБДД. Всего, по его словам, в сутки с улиц Хабаровска эвакуируют в среднем лишь десять автомобилей.
Не слишком понравился Игорь Анатольевичу вопрос о фотографировании сотрудников ГИБДД частными лицами, что разрешает закон о полиции. Я так понял, в этом случае пока не приходится надеяться на отсутствие негативной реакции со стороны инспекторов…



11 Воспользовавшись случаем, я немного поснимал старые фотографии, украшающие многочисленные стенды на стенах в здании управления. Вот снимок 1955 года, на котором запечатлен начальник технического управления краевого ГАИ.



12 Перед вылетом на дежурное патрулирование вертолета Ми-2.



13 Хоть грузовик тут фигурирует и раритетный, сама фотография относится лишь к 1985 году. Возможно, запечатленная машина позднее вошла в обширную хабаровскую ретро-автоколлекцию.



14 Видимо, вторая половина 1980-х. На дверце «Волги» еще красуется герб Советского Союза.



На этом я завершаю свой рассказ о встрече с руководителем управления ГИБДД по Хабаровскому краю Игорем Петряшиным. Она, скажу честно, показалась мне весьма интересной так, как очень надеюсь, кому-то будет небезынтересен и мой текст.
В заключение предположу, что число тяжких происшествий на дорогах Хабаровска, видимо, будет уменьшаться. Вместе с тем надеяться на снижение накала автохамства, к сожалению, не приходится. По всей видимости, уровень его будет только возрастать, пока не появятся многочисленные комплексы видеофиксации, настроенные на контроль за выездом на перекресток на запрещающий сигнал светофора, за пересечением стоп-линии, нарушением полостности движения и т.д. Однако все равно было любопытно пообщаться с руководством краевого ГИБДД и увидеть, что оно не столь уж и закрыто и способно вести диалог.

Хочу еще задать вопрос хабаровчанам. А как вы считаете, автохамства на улицах нашего города в самом деле стало больше или же моя субъективная оценка слишком уж сурова? Ну а тех, кто живет не в Хабаровске, прошу высказаться о своих городах в этом же контексте уже в комментариях. Особенно интересно послушать тех, кто живет за рубежом. Скажем, мне доводилось видеть автохамов и в Лондоне, а один патрульный мотоциклист Ее Величества, увидев, что я его сфотографировал, даже показал мне неприличный жест. :)

Poll

Хабаровск, новости, история

Previous post Next post
Up