Все листы дневника Что-то перемудрил я с периодизацией этого дневника, начал сооружать довольно подробный и объемный альбом о своей прогулке от Виктории через Вестминстр и берегом Темзы до Холборна и Темпля - и завяз. Это работа не на один день, тем более в отпуске, когда отнюдь не хочется постоянно торчать у ноутбука. Так что я временно забросил задел и упростил формат, вновь вернув его в дневниковое русло.
42 В первый полноценный день в Англии не было особенного желания выбираться в центр Лондона - устал от перелетов. К тому же даже деревушка Селсдон на окраине Южного Кройдона, где живут мои друзья, показалась мне очень живописной. В итоге первые мои вылазки стали поездками отнюдь не в музеи, а в супермаркеты.
У друзей сейчас новенький Vauxhall (реально это Opel, только после войны немецкая компания решила сменить торговую марку в Британии, опасаясь антагонизма бывших противников) Corsa. Вообще-то это не их машина, а так называемая времянка, выданная на время ремонта попавшей в ДТП их собственной. Я бы похвалил британских страховщиков, кабы их услуги не стоили столь дорого и они не пытались бы выкручивать руки своим клиентам. Даже по умолчанию годовая страховка - аналог нашей ОСАГО - обходится для малолитражки в 1,5 тыс. фунтов (около 80 тыс. рублей). Не так давно в машину моих друзей въехали сзади. Скорость была небольшая, повреждений оказалось немного, но машину все равно пришлось сдавать в ремонт. А тут подходит к концу страховка, и страховая компания выставляет счет на следующий год в размере уже 3 тыс. фунтов. И это при том, что мои друзья не виноваты! Логика страховщиков такова: пока дело еще полностью не закрыто, уйти клиентам все равно некуда - с незакрытым делом с них другие компании возьмут еще больше. Потом, уже после взыскания со страховой негра-нарушителя, обещают вернуть часть средств, но когда это будет и какую часть суммы реально вернут - совершенно непонятно.
Говорят, с открытием границ для новых стран Евросоюза страховки стали резко дорожать из-за участившихся случаев мошенничества. Моим друзьям после ДТП тоже звонили по телефону некие юристы и предлагали заявить, будто они пострадали физически, пообещав выбить из страховой компенсацию вреда здоровью. Друзья, будучи люди честными и чурающимися мошенников, отказались, чем несказанно удивили звонивших.
43 Главным бичом британских дорог являются не колдобины (их тут очень немного и они даже близко не такие глубокие и обширные, как в России), а маленькая ширина проезжей части. Иногда я просто поражаюсь, как тут ухитряются разъезжаться - миллиметраж поневоле освоишь.
«Лосей», игнорирующих правила дорожного движения, хоть и на порядок меньше, чем в России, все равно хватает. Между тем обучение и экзамены в школах вождения не в пример жестче, чем у нас.
44 Бензин, кстати, сейчас стоит около 1,5 фунта за литр, так что подавляющее число британцев приобретают малолитражные машины с экономичной механической коробкой передач. Автомобиль как признак статуса здесь используют немногие, большинство предпочитают вкладывать свободные средства в дома, а не в дорогие машины.
45 Пока еще не перестаю поражаться аккуратности жилой застройки. Конечно, существуют и депрессивные цветные районы, там, говоря, картина иная. Мусор на улицах или вдоль железнодорожных путей тоже наблюдать доводилось, но почти везде, где частная собственность, царит порядок.
46 Большая часть домов имеет свои небольшие садики, иногда их даже два - перед домом и за ним.
47 Дорогущее бунгало - просторный одноэтажный дом. Жить в таких очень престижно и безопасно (особенно для пожилых людей) ввиду отсутствия обычных британских крутых (для экономии площади) лестниц.
48 За забором тянутся огороды - участки земли, за символическую плату выделяемые муниципалитетом тем, кто хочется самостоятельно выращивать овощи и т.д. Дома на таких участках строить строго запрещено, забрасывать их - тоже. Если земля не будет использоваться по назначению, аренду тут же аннулируют. Здесь на снимке можно видеть многочисленные теплицы.
49 Игровое поле частной школы, куда мы приехали, чтобы забрать с занятий старшего ребенка друзей. Тут можно наблюдать лишь крошечный участок действительно обширного зеленого луга, но снимать около школ небезопасно - в Британии за это мигом могут обвинить в педофилии.
Сын моих друзей по нашим меркам еще дошколенок, но в школу тут отдают с пяти лет. Сейчас малолетние клопы уже научились худо-бедно читать-писать и зубрят таблицу умножения. Дополнительно можно решать различные простенькие задачки на сайте школы через Интернет, за успешный результат присваивают призовые очки, за которые впоследствии выдают какие-то нехитрые награды. Чем-то это напоминает описанную в «Томе Сойере» систему с синими, красными и желтыми билетиками. Кстати, в местных частных школах в младших классах обычно по пять-шесть учеников. Стоит такое обучение около 10 тысяч фунтов в год (где-то 540 тыс. рублей), но многие идут на столь серьезные расходы, так как качество обучения в бесплатных государственных школах оставляет желать лучшего. Часто частные учебные заведения заставляют покупать школьную форму у своих «прикормленных» поставщиков (на форме вышивается соответствующая символика), цены при таком монополизме ожидаемо конские. Родители ворчат, но платят.
50 После школы мы поехали в оптовый супермаркет американской сети Costco. На самом деле изрядную часть товаров там можно брать и в единичном экземпляре, но кое-что продают лишь большими упаковками. Чтобы получить возможность покупать в Costco, нужно оформлять специальную карточку клиента - без нее на кассе не обслужат.
51 С некоторым удивлением обнаружил в продаже лапы камчатских крабов. Здесь они, правда, названы королевскими (чаще за границей их называют японскими). Цена этого удовольствия из России - около 1800 рублей килограмм. Если не ошибаюсь, это недорого даже по хабаровским меркам.
52 С продуктами интересная ситуация: на некоторые позиции цены значительно выше, чем в России, на некоторые - ощутимо ниже. По моим ощущениям, стоимость набора продуктов на семью примерно такая же, как у нас, но при этом качество продуктов безоговорочно выше. Например, то молоко, что у нас называют отборным и наделяют бодрым ценником, то есть с жирностью от 4% и выше, тут считают самым обыкновенным. А уж какие здесь сливки!.. Сок многие берут только прямого отжима, он стоит дешевле, чем у нас разведенный из концентратов (фунт за литр). Часто проходят акции, когда можно изрядно сэкономить и при этом приобрести обычно очень дорогой товар. Семья из четырех человек за неделю оставляет в супермаркетах около 120 фунтов, но при этом себя особенно не ограничивает.
53 Фотографировал я в Costco совершенно открыто - никто из персонала и слова не сказал. На кассе не смог заплатить по российской банковской карте - принимали только британские (и только дебетовые, кстати). В других магазинах у меня подобная проблема не возникала.
54 О приближении дня юбилея правления королевы Виктории говорят многочисленные «юнионджеки», вывешенные и выставленные, где только можно. Королеву - по сути живой символ нации - здесь очень почитают и любят.
55 Следующий день, сонный городок Пюрли.
56 Мы приехали сюда с утра пораньше в супермаркет Tesco. Только я начал фотографировать витрины и ценники, как ко мне подошла дама-менеджер и предельно вежливо, но твердо потребовала стереть все сделанные в магазине снимки с карты памяти. Явно по камере отследили. Вообще-то можно было поспорить, указав на отсутствие предупреждений о запрете фотосъемки, но я решил в конфликт не вступать.
57 Этот снимок единственный, который я сохранил. По нему даже можно судить, что фрукты в Лондоне значительное дешевле, чем в Хабаровске. :) Конечно, потом фотографии теоретически можно было бы восстановить с карты, но мне было лень разбираться, как это делается.
58 В «Теско» такая же система с тележками, как я раньше уже встречал в Южной Корее: взять тележку можно, только засунув фунтовую монету в специальный замок. Загрузив покупки в машину, можно или бросить тележку на месте, и тогда фунт в замке будет утрачен, или отвезти тележку на стоянку и при помощи ключа другой тележки освободить монету. Вполне разумно, к тому же позволяет экономить на персонале.
59 После возвращения домой я погрузился в глубокие раздумья: ехать в центр Лондона или нет. С одной стороны, одному ехать туда было чрезвычайно лень, а с другой стороны, не хотелось упускать хорошую погоду, так как на следующий день уже обещали ливень и чуть ли не бурю. В итоге уже во второй половине дня победила «лондонская» партия, и я, быстро собравшись, потопал на автобусную остановку.
Однако о своей прогулке расскажу уже в следующий раз.