Пикник на китайской границе

Jun 03, 2007 13:00

Наверное, этот альбом наглядно продемонстрирует географическую близость Хабаровска к Китаю. В первое воскресенье лета отправились мы на пикник у самой границы Поднебесной.



Не так давно построили объездную дорогу, позволяющую попасть на Краснореченское шоссе, минуя самый удаленный район города - Красную речку. В тот день я впервые по ней и прокатился.




Качество дорожного покрытия вызвало только положительные эмоций, испытание зимой трасса выдержала. Хочется верить, что и в дальнейшем эта дорога будет успешно противостоять дальневосточному климату, знаменитому высокими перепадами зимних и летних температур.



И хотя в этой стороне находится город - упомянутый выше район Красная речка - с трассы его почему-то не видно.



Вполне сельский пейзаж…



На юге тянется цепь сопок Хехцира.



Забавное название у этой речки, но оно вполне соответствует беззаботному настроению воскресного утра. Кстати, мне подсказали, что на реке Матрениха находится официальный полюс холода Хабаровского района.



Но вот объездная дорога вывела на Краснореченское шоссе уже за пределами Хабаровска, в районе заимки Плюснина - довольно популярного места отдыха горожан. Правда, я там не был и даже не рвусь: не вполне принимаю концепцию отдыха в гостиницах или коттеджиках, разбросанных по сравнительно небольшой территории, где не реализовано главное преимущество подобной людской концентрации - развитая инфраструктура… Впрочем, это мое субъективное мнение, я судил по рассказам тех, кто там бывал, а также по сайту самой «Заимки».



Около ворот федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Рощино» на постамент воздвигнут трактор-ветеран ДТ-54. Надпись гласит, что именно на этой машине тракторист Иван Васильевич Калиновский отработал четверть века.
Меня позабавило, что на стеле с названием ФГУП упомянуто также Министерство обороны (как мне подсказали, раньше это был военный совхоз).



Шоссе уводит дальше, мимо небольших деревень и многочисленных дачных поселков. Последние обычно находятся в стороне и скрыты небольшими лесочками.



Жилые дома поселка Осиновая речка, за которым и находится поворот к понтонному мосту, ведущему на Большой Уссурийский остров.



Придорожное кафе.



Мост охраняется и милицией, и военными. Выглядит все это вполне серьезно, отнюдь не для галочки. Как-никак это уже пограничная зона!
Западная часть Большого Уссурийского острова и еще ряд островов близ Хабаровска отошли Китаю по договору от 14 октября 2004 года. Ох, до сих пор хорошо помню свои эмоции и вырвавшиеся крепкие слова, когда мне позвонили с этой вестью (я тогда был в Пскове)!..



Пляж на правом берегу Уссури, со стороны города.
Немного расскажу о сути проблемы. Правительство и некоторые СМИ преподнесли передачу территорий КНР чуть ли не как победу российской дипломатии. Мол, впервые за всю трехсотлетнюю историю отношений с Поднебесной Россия получила юридически оформленную границу со своим юго-восточным соседом. При этом обычно давалась ссылка на соглашение 1991 года, по которому Россия потеряла почти полторы тысячи квадратных километров островов на Амуре и суши в Приморском крае. Тогда, в 1991 году, впервые предусматривалось «распределение» островов, а два участка границы были оставлены «на потом».
Между тем стоит вспомнить, что граница была проведена еще в XIX веке, когда в 1860 году между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор, в 1861 году подтвержденный картой с проведенной линией границы. По этому договору почти все острова вдоль границы были закреплены за Россией. Еще чуть позже, 22 июня 1886 года в городе Хунчун представители двух государств подписали соглашение, которым подтверждали прохождение линии государственной границы в соответствии с договором 1860 года.
В российском МИДе об этом договоре предпочитают не вспоминать равно как и то, что до заключения Пекинского договора острова близ Хабаровска не принадлежали Китаю и вовсе не были «спорными». Государственная дума в итоге ратифицировала соглашение о границе большинством голосов. Идея референдума поддержки «в верхах» не получила с комментарием, что речь идет всего лишь о разграничениях и уточнениях прохождения границы, не более того. В результате площадь территории России опять уменьшилась, на этот раз примерно на 350 квадратных километров, причем уже в стратегически важном районе - у столицы всего российского Дальнего Востока.



Есть все основания опасаться того, что этим история с границей не закончится. Как полагают некоторые аналитики, поскольку китайцам разрешено плавать через Хабаровск из Амура в Уссури и обратно, у них теперь нет резонов расчищать фарватер в Казакевичевской протоке от барж и корзин с камнями, которые целенаправленно затапливались для скорейшего ее обмеления. Теперь, скорее всего, они станут еще активнее ее засыпать, чтобы полученные острова сами собой отошли к китайскому берегу. Вот тогда китайцы отбросят свой основной мотив с обоснованием притязаний на острова, своего рода географический нонсенс, по которому главная река Амур впадает в свой приток Уссури. Уссури действительно станет впадать в Амур в самом Хабаровске, а не в тридцати километрах выше, как сейчас. Это значит, что вновь встанет вопрос об «упорядочении» границы, которая должна будет проходить уже через дальневосточную столицу.
Как видно, за громкими фразами о «воротах в Азию» и прорыве в российско-китайских отношениях проступает что называется игра в одни ворота. Россия лишилась заметной части своей территории. К этой части прибавилась площадь островов, закрепленных в так называемом совместном пользовании, где хозяйничают только китайцы, причем, как отмечают эксперты, делают это хищнически: вырубая растительность, распахивая до уреза маломощные аллювиальные почвы, катастрофически теряющие гумус. Такие острова сильно размываются в паводки. Усилилось браконьерство как в акваториях островов, так и у российских берегов. Продолжается активный размыв российского берега Амура за счет свала основного потока реки к левому берегу, чему способствовало искусственное обмеление правобережных проток с целью присоединения островов к коренному берегу.
Конечно, я могу судить обо всем этом в основном из средств массовой информации. Однако я отчего-то (видимо, по причине скверного характера :)) больше склонен верить негативным оценкам происходящего для российского Дальнего Востока, чем бодрой риторике о дипломатических победах (попытка сделать хорошую мину, потерпев фиаско!). И еще, увы, становится вполне очевидно, что Москве проблемы нашей удаленной части страны малоинтересны…



Понтонный мост имеет военную конструкцию, его строили силами железнодорожных войск. Для строительства было переброшено десять эшелонов металлоконструкций из резерва МПС в Забайкалье.
Хотя масса транспортных средств официально ограничена 30 тоннами, а ширина проезжей части невелика, не исключено, что в случае нужды по мосту можно перебрасывать и тяжелую технику.



Мост сделан разводным, чтобы пропускать корабли в Уссури. Если не ошибаюсь, разводят мост ежедневно примерно на один час в середине дня. Раньше такой график вызывал недовольство китайской стороны, однако сейчас у КНР есть свой путь из Амура в Уссури у западной оконечности Большого Уссурийского острова.
С наступлением холодного сезона, конечно, мост ежегодно демонтируют. Кстати, существующий мост появился не так давно - в августе 2002 года. В советское время на этом же самом месте тоже было аналогичное сооружение, но в 90-х годах оно прекратило свое существование.



Ширина реки Уссури здесь составляет в среднем 780 метров, а длина проезжей части моста достигает 800 метров. Стоимость проезда для частных транспортных средств составляет 70 рублей на одну машину в одну сторону. Что интересно, касса находится только на правом берегу, а КПП, конечно, с обеих сторон реки. Вероятно, для автопарка самого острова (там находятся сельскохозяйственная зона) делаются какие-то исключения.



Здесь видно, как готовится к переходу через мост МАК (малый артиллерийский корабль) Амурской флотилии.



Собственно, это речной корабль проекта 1249, носящий имя «Пиявка» (возможно, по классификации НАТО). Что интересно, в разных источниках его именуют по-разному: и пограничным сторожевым, и артиллерийским, и транспортно-штабным кораблем и даже патрульно-транспортным катером… В самой Амурской флотилии, если я не ошибаюсь, относящейся к пограничным войскам, МАК проходит под названием «корабль управления».



В открытых источниках сказано, что сейчас на Амуре восемь таких боевых кораблей, все они были построены сравнительно недавно - в 1979-1984 годах. Однако утверждается, что в настоящее время МАКи активно заменяют более современными патрульными катерами (их иногда можно видеть с главной городской набережной). Что интересно, в найденном реестре я не увидел МАКа под номером 138…
Главным калибром этого корабля является 100-мм нарезное орудие в носовой башне, унифицированной с башней танка Т-55. Длина корабля составляет 42,9 метра, ширина - 6,1 метра, средняя осадка - всего-навсего 1,2 метра. Водоизмещение в пресной воде - 225 тонн, в морской - 216 тонн.



Вдоль берега подтягивается еще один МАК.



Команда активно возится на палубе.



Собственно, концентрация кораблей в Уссури меня удивила; я видел три или четыре МАКа одновременно.
Жаль, что запрещено останавливаться на приятном песчаном пляже около самого моста. Впрочем, если подумать объективно, это вполне разумные меры безопасности на границе.



На Большом Уссурийском острове находятся сельхозугодья, знакомые нескольким поколениями инженеров ряда хабаровских проектных институтов. Речь, конечно, идет о самом непосредственном знакомстве, когда по милой советской моде квалифицированных специалистов сгоняли на помощь колхозникам.



Возвращаясь к вопросу о демаркации границы, хочу отметить, что китайцы утверждают, будто Большой Уссурийский остров не осваивается российской стороной, следовательно, он ей не нужен, и в том числе на основании этого довода требуют его себе.



Площадь острова составляет несколько сотен квадратных километров, здесь уникальная природа и климатические условия. Этим места достаточно популярны для «дикого» загородного отдыха хабаровчан: поездок на шашлыки, пикники, рыбалку…



Кадр был сделан через ветровое стекло машины. Это мы искали место на берегу, не вполне разумно рванув прямо через пойму.



К счастью, удалось найти колею, так что полноприводные машины не застряли. Однако даже на самом берегу травы было немногим меньше, чем в пойме, а целые орды назойливых комаров и прочей летучей гадости отбили всякую охоту задерживаться тут.



Дороги на острове грунтовые…



…в итоге приближающийся транспорт виден издалека по поднимаемым тучам пыли.



Что интересно, этот старенький автобус мчался гораздо быстрее джипов. Наглядный пример того, как собственность порождает стремление к порядку. Ну и наоборот, конечно. :) Как известно, все вокруг колхозное - все вокруг мое!



В другом месте удалось найти красивый и почти безлюдный участок берега, но смутило вкрадчивое потрескивание разрядов на изоляторах высоковольтной ЛЭП (интересно, она идет в Китай?) Мозг все-таки является устройством электромагнитным, и мучиться потом головной болью - перспектива малоприятная.



Мутные воды Уссури…



Но вот удалось-таки найти хороший уголок, хоть вода и глинистый берег выглядели не очень привлекательно. В воду никто лезть не рискнул, хотя выше по Уссури и нет никаких городов и заводов, соответственно отсутствуют и вредные сбросы.



Невидимый за линией берега понтонный мост развели, и МАКи с ревом и в клубах выхлопов мощных двигателей устремились в приграничную часть русла Уссури.



Корабли уже прошли, а дым над водой рассеялся нескоро…
Кстати, от места нашего пикника до границы с Китаем оставалось примерно 12-15 километров. Было бы интересно взглянуть на часовню в западной части острова, установленную, если не ошибаюсь, уже у самой нейтральной полосы, но туда нас едва ли бы пустили пограничники. Попасть к часовне можно разве что по неким торжественным датам.

Дальний Восток, природа и парки

Previous post Next post
Up