Все листы рассказа об отпуске.
174 У нас было несколько альтернатив, как добраться из Выборга в столицу. Первая, самая простая, - сесть на поезд Хельсинки-Москва «Лев Толстой», которым мы уже ездили в 2005 году. Однако оказалось, что билет в нем от Выборга стоит около 3,5 тыс. рублей на каждого, что явно дорого. Решили ехать ночным поездом уже из Питера, а до него в свою очередь добраться или электричкой, или автобусом. С последним вариантом связываться не стали, опасаясь вечерних пробок и рассудив, что лучше прибыть непосредственно в центр города, а не на его окраину.
К железнодорожному вокзалу Выборга на сей раз мы быстро добрались пешком от отеля, где забрали вещи из комнаты для багажа, пешком. Симпатичное здание вокзала, кстати, является третьим по хронологии. Первое, деревянное 1870-го года, сменило второе, монументальное каменное, но оно не пережило войну и было заменено зданием в стиле советского неоклассицизма. Символическая стела слева появилась сравнительно недавно.
175 Скоростные электрички не устроили нас с позиций расписания, пришлось ехать на электричке в 17:37, останавливающейся буквально у каждого столба. Таким образом путь занял более трех часов и обошелся несколько дороже автобусного варианта (пятьсот с чем-то рублей на двоих).
176 Я уже ездил в Выборг и обратно на обычной электричке в 2003 году, и, признаться, тот вояж оставил неизгладимые воспоминания. Внутри было столь грязно, что я опасался садиться на изгаженные сидения, а зайцами являлись три четверти пассажиров, частью оббегавшие контролера по платформе, часть откупавшиеся от него мятыми десятками (билет тогда стоил около сорока рублей). Должен отметить, что с тех пор утекло немало воды: вагоны стали не в пример чище, получили новые сидения, контролеры стали более принципиальными, попрошайничество, похоже, исчезло, а число торговцев уменьшилось.
177 Довольно долго нашу электричку мариновали на станции Каннельярви, где мы пропускали скоростной поезд Allegro.
178 По прибытию в Питер (строго по расписанию) я впервые обратил внимание на сохранившийся фрагмент фасада прежнего старого Финляндского вокзала. Насколько я знаю, у него сохранился двойник и с противоположной стороны.
179 Тот самый паровоз, на котором Ленин сбежал в августе 1917 года в Финляндию и в октябре вернулся в Петроград.
180 Поскольку мы заложили хороший, почти двухчасовой запас времени между поездами, сначала погуляли немного у
танцующих фонтанов напротив Финляндского вокзала.
181 Потом поехали на станцию метро «Площадь Восстания», где также немного прошлись по питерским улицам, в частности выйдя к этому необычному католическом костелу постройки начала XX века.
182 Вернувшись на Невский проспект, встретили такие балконы…
183 …и такие.
184 Надо сказать, что в тот вечер мы уже начали путать, в каком городе мы находимся. Свой вклад в это явление вносило также сходство петербургского Московского вокзала и московского Ленинградского.
185 Понимаю, что обсуждать такие темы не слишком благозвучно, но отмечу, что согласен с тезисом, утверждающим, что культура нации определяется не только музеями и театрами, но также, извините, туалетами. Если указанное заведение на выборгском вокзале хоть и не было идеальным образчиком, то по крайней мере являлось достаточно чистым и там имелись даже водопроводные краны с фотодатчиками, то на Московском вокзале туалет (разумеется, также платный и даже более дорогой) в буквальном смысле более всего напоминал отчаянно смердящую, несмотря на распахнутые окна, навозную яму со всеми ее атрибутами без исключения.
186 В Москву мы возвращались ночным фирменным поездом «Смена», который отправлялся в 23:00. По идее посадка должна была начаться за сорок минут, но реально поезд подошел к платформе с небольшим опозданием. У вагона выяснилось, что наши электронные билеты с электронной же регистрацией привязаны к листку бумаги, который начальник поезда все никак не мог донести до проводника. Соответственно нам и двум другим «электроникам» пришлось стоять у вагона как бедным родственникам добрую четверть часа, пока не принесли заветную бумажку. Мне в связи с этой отечественной инновационностью вспомнился анекдот: «Папа, а покажи многозадачность Windows! Сейчас сынок, вот только дискетку доформатирую».
187 Поскольку поезд приходил в Москву, кажется, в 7:13 и мы предполагали спать всю дорогу, я взял две верхних полки. Во-первых, это было дешевле (около 1800 рублей против 2300 внизу), во-вторых, оба мы спать в купе предпочитаем наверху.
Сосед у нас оказался один, похожий на чиновника мужик из Ульяновска, который также предпочел сразу же отойти ко сну, так что доехали спокойно и без приключений. Разве что утром какая-то тетка перед самым прибытием поезда на Ленинградский вокзал прочно оккупировала туалет. Лично я, чтобы умыться, стоял в очереди минут пятнадцать, сколько до этого она там сидела, не знаю. Подозреваю, что она красилась, совершенно не думая о других пассажирах. Вышла тетка с очень недовольным видом лишь после того как я громко предположил, что внутри кто-то принимает ванну и в коридоре вагона раздался дружный смех.
188 Ну а дальше была Москва, приветствовавшая нас небольшим дождем, под который мы практически не попали, так как нас встретил на машине Володя, не поленившийся встать в выходной день в несусветную рань и ехавший за нами аж из Мытищ, за что ему огромное спасибо.
Следующими будут зарисовки о втором столичном этапе нашего отпуска. Постараюсь впихнуть их в один лист и перейти сразу к Тунису. Кстати, мы уже определились с программой: послезавтра поедем в Дуггу, потом я на два дня рвану в Сахару, после чего опять вдвоем на общественном транспорте для пущего погружения в среду съездим в Карфаген. Остальное тут поближе, так что можно будет свободно импровизировать. Сегодня же хотим выбраться в центральный Хаммамет, посмотреть медину (это нечто вроде самого-самого исторического центра, на практике чаще представляющего собою колоритный базар), крепость и развалины пуническо-римского города Пуппута.