Сербишино. Свято-Введенский Симеоновский мужской скит

Mar 02, 2019 00:02




В восемнадцати километрах от Невьянска на северо-востоке, в уральской глуши стоит старинное село Сербишино. Сейчас в него из Невьянска ведёт отличная автомобильная дорога. Дорога проходит по живописным местам. Добраться до Сербищино можно на автобусе, который идёт из Невьянска через Быньги, Верхние и Нижние Таволги.


Деревня стоит на левом берегу реки Нейвы, которая берёт начало в районе села Тарасково Новоуральского городского округа.



Дорога в Сербишино





Сербишино

Территория, на которой стоит село Сербишино, ещё в середине XVII века (1654 г.) была включена в границы Краснопольской слободы. Но деревня (будущее село) основана спустя более чем столетие. Это вовсе не значит, что данная местность не была известна или не использовалась жителями ближайших населенных пунктов.

Деревни по Нейве в границах Невьянского района появились позднее. Но хозяйственное освоение этой территории началось в первые же годы существования Краснопольской слободы.

Центр слободы (нынешнее село Краснополье Пригородного района) находился на реке Невье (Нейве) при впадении реки Вилюй. Первые деревни слободы появились еще в 50-е годы XVII века. Уже перепись 1659 года называет деревню Решевскую (сейчас - Реши), которая до настоящего времени является вниз по Нейве ближайшим соседом Сербишино. Из четырех дворов Решевской в трёх жили Гаевы, в одном - Дедюхины. Именно эти две семьи в основном и осваивали верховья Нейвы и Тагила вплоть до начала строительства заводов.



В 1662-1663 годах процесс освоения берегов Нейвы был прерван башкирским набегом. Краснопольцы, пережившие набег, разъехались пережидать опасное время в Невьянскую, Мурзинскую, Ирбитскую и Тагильскую слободы. Летом 1663 года власти составили список Краснопольских крестьян с целью их возвращения в слободу.

В 1666 году Краснопольская слобода была восстановлена. Но заселение земель вверх по Нейве приостановилось. Перепись 1860 года не показывает ни одной деревни выше Решевской (в переписи названа Гаевой).

В течении следующих двадцати лет всё течение реки Нейвы в пределах нынешнего Невьянского района было в основном освоено. В отдаточной книге 1703 года впервые названы деревни Буньги (Быньги), Тавалги (Нижние Таволги), Дедюхина (в черте города Невьянска) и Фетковка (Федьковка). В этом же документе перечислены угодья жителей Краснопольской слободы. У обитателей деревни Решевской показаны владения в среднем течении реки Нейвы: у Терентия Гаева "лешебной промысел вниз по Невье от Бунги и вверх по Тагилу до русских вод". В тех же местах показаны владения жителей деревни Бунги: у Ивана Бородина "лешебный промысел от Бунги речки вниз по Невье до Беляковки и вверх по Тагилу до вострого камня и до русских вод", у Владимира Бородина "лешебный промысел с усть Нижние Бунги вниз по Невье до Беляковки и вверх по Тагилу до Вострого камня и до русских вод". Как в действительности распределялись угодья по Нейве понять сложно, но, очевидно, что место будущего села Сербишино принадлежало семье Гаевых-Бородиных, возможно, с момента основания Краснопольской слободы.

Все перечисленные владельцы угодий относились к категории русских ясачных людей. В 1703-1704 годах Краснопольская слобода была отдана в ведение Невьянского завода. Заводовладелец Никита Демидов не признавал за отданными ему людьми ясачного статуса и вскоре лишил их "лешебных промыслов". Перепись 1710 года ещё выделяет ясачных людей, перепись 1717 года - уже пишет их общим списком с крестьянами Краснопольской слободы.

Между 1710 и 1717 годами появились две новые деревни, в том числе Рострепеня "при речке Таволге", видимо, современная деревня Верхние Таволги. Но строительство заводов и включение Краснопольских крестьян в заводские работы привело к оттоку населения из слободы и приостановило процесс внутреннего освоения земель. За последующие тридцать-сорок лет ни одной новой деревни в Краснопольской слободе не появилось.

Следующий этап активного внутреннего освоения земель Краснопольской слободы имел место между третьей (1763 год) и четвёртой (1782 год) Генеральными ревизиями. В это время на территории слободы появилось пять "вновь заведённых" деревень, в том числе и деревня Сирбишина, Этот хронологический отрезок - 1763-1782 гг. - и является временем основания деревни. Более точную дату определить пока не удаётся. Все новые деревни заселялись выходцами из уже существующих Краснопольских деревень, без привлечения переселенцев извне.

В 1782 году в деревне Сирбишине зафиксировано пять семей. Первыми поселенцами были крестьяне переселенцы из деревень Решевской (Шмаковы, Бородины и Новосёловы), Верх-Нелобской (Балакины) и Фетьковки (Коноваловы). Документы позволяют проследить историю этих семей до их появления в Сирбишне.



Бородины. Именно эта семья издавна владела угодьями в районе будущей деревни Сирбишны. Бородины выделились из старинной уральской семьи Гаевых, предком которых, возможно, был Гай Данилов - крестьянин Чердынского уезда (1579 год). В 1617/18 году Степан Григорьев Гаев переселяется из Чердынского уезда в Верхотурский на реку Тагил. В месте его поселения до сих пор существует деревня Гаева (сейчас - Алапаевского района). Сыновья Степана были в числе первых жителей Краснопольской слободы (фиксируется с 1659 года). Один из сыновей Степана - Василий, скорее всего, имел прозвище "Борода", поскольку его дети в документах именуются то Гаевыми, то Бородиными. Праправнуки Василия - Филипп, Максим и Иван Ивановы - переселились из Решевской в Сирбишну.

Балакины. История этой семьи на Среднем Урале насчитывает уже более четырёх веков. Родоначальник - Васка (Василий) Балака - пришёл с Вятки и бил челом в пашенные крестьяне на Верхотурье в 1599/1600 году. Его первый двор находился на Салде (притоке Туры). В 1611/12 году он прикупил у вогулов земли на речке Калме. В 1619/20 году получил пашню на Тагиле на речке Солганке (Солгачихе). До 1624 года семья числилась по Верхотурскому подгородью. С 1626 года дети Василия Балаки значились уже по Тагильской слободе. Непосредственным родоначальником Краснопольских Балакиных был праправнук Василия Балаки Петрушка (Пётр) Никитин, родившийся около 1677 года. В 1698 году он ещё числится крестьянином Тагильской слободы, а в 1703 году - уже ясачным Краснопольской слободы, деревни Решевской. В этом году у него показаны угодья "лешебной промысел от речки Баранчи вниз по Тагилу до речки Теляковы", где позже была основана деревня Балакина (ныне село Пригородного района). Около 1707 года в Решевскую переселился двоюродный брат Петра Никитина - Антон Иванов. Между 1747 и 1763 годами все Балакины из Решевской выселились: "Антоновичи" - в деревню Бродовую, "Петровичи" - во вновь основанную деревню Верх-Нелобскую. К 1782 году из Верх-Нелобской в Сирбишну переселился Ефим Иванов Балакин, давший начало сербишинским Балакиным. Кроме старых связей с жителями деревни Решевской, причиной переселения была и женитьба Ефима Балакина на дочери Филиппа Бородина.



Новосёловы. Савелий и Леонтий Федоровы Новосёловы появились в Краснопольской слободе между 1670 и 1680 годами. Местом их рождения указана Арамашевская слобода. Но обнаружить их среди арамашевских крестьян пока не удалось. В Верхотурском уезде в XVII веке известно несколько семей Новосёловых. Одна переселилась в 1621 году из Казанского уезда в Невьянскую слободу и до 1709 года прослеживается в деревне Голубчиковой (сейчас село Голубковское Алапаевского района). С 1710 года эта семья числится в Новопышминской слободе под фамилией Хорьковы. Вторая семья прослеживается с 1659 года в нескольких деревнях под современным Алапаевском: в Верхнем Яру, Толмачёвской, Куликовой. Ещё одна семья отмечена в Ирбитской слободе: в 1666 году как Чердынцы, в 1680 - как Новосёловы. Можно предположить родство Краснопольских Новосёловых с одной из перечисленных семей. Жили Новосёловы в 1680-1704 годах в центральном поселении слободы; с 1710 - в деревне Решевской. К 1782 году Афанасий Агапов Новосёлов с детьми переселился в Сирбишну. Меньше известно о происхождении остальных двух семей первопоселенцев Сербишино.

Шмаковы. Самый ранний известный родоначальник - Панфил Шмаков - свидетельствуется документами в деревне Решевской с 1722 года. Судя по более ранним переписям, переселился он сюда не ранее 1717 года. Внуки Панфила - два Василия Ивановых - стали родоначальниками Шмаковых в Сербишино. Известны две верхотурские семьи Шмаковых в XVII веке. Никита Шмак переселился в 1621 гду из Казанского уезда в Невьянскую слободу, где его потомки жили в деревне Ключи (Алапаевский район). К 1680 году часть семьи переселилась в верховья реки Ирбит, где основала деревню Шмакову (сейчас - село Шмаковское Ирбитского района). Другая семья с 1659 года известна в окрестностях Ирбита, где до сих пор существует деревня Шмаково. В документах есть сведения о происхождении этих Шмаковых из Тагильской слободы. Состояли ли эти семьи в родстве с Краснопольскими Шмаковыми доподлинно не известно.

Коноваловы. Василий Федотов сын Коновалов с детьми и братьями впервые отмечен в 1722 году в деревне Фетковке, где семья появилась, судя по документам, не ранее 1717 года. Один из многочисленных внуков Василия - Степан Антонов переселился в Сирбишну. Коноваловы - единственная семья первопоселенцев деревни, не связанная ранее с деревней Решевской. Более ранняя история этой семьи затруднена ввиду широкого распространения фамилии по всему Верхотурскому и соседним уездам.



Носителями этих пяти фамилий долгое время и ограничивалось население деревни Сербишны (Сирбишной).

В 1782 году в Сирбишне жило 63 человека (29 мужчин, 34 женщин)

К 1795 году население Сирбишной выросло до 70 человек (31 мужчин, 39 женщин).

В 1800 году в Сирбишной было 7 дворов, из которых Бородины населяли три, остальные семьи - по одному. Всего в деревне жило 65 человек (34 мужчин, 31 женщин).

В ревизкой сказке 1811 года в Сирбишной показано 10 семей: Балакины - 1, Бородины - 2, Коноваловы - 4, Новосёловы - 1, Шмаковы - 2. Всего в деревне насчитывалось 54 мужчины.

К 1858 году деревня Сирбишная в результате административных преобразований оказалась в составе Краснопольского сельского общества. В деревне в это время насчитывалось 26 семей, из которых 25 носили фамилии первопоселенцев: Балакины - 2, Бородины - 7, Коноваловы - 7, Новосёловы - 3, Шмаковы - 6. Появилась новая фамилия Даниловых - 1 семья. Всего в деревне жило 232 человека (119 мужчин, 113 женщин).

Всю историю этих фамилий можно отследить, посетив местное кладбище.



Сейчас в Сербишино постоянно проживает чуть больше трёх десятков человек, остальные приезжие садоводы-дачники.



В настоящее время село всё больше набирает популярность среди туристов, краеведов, а также является центром паломничества. Здесь находится одна из самых почитаемых на Среднем Урале обителей - Свято-Введенский Симеоновский мужской скит. А неподалёку от села, в таёжном лесу сокрыта местная святыня - Симеоносвкий скит.



Итак, давайте прогуляемся по уральской тайге к Симеоновскому скиту, подышим морозным воздухом и насладимся тишиной.





Река Нейва





В уральской тайге















Прогулявшись по заснеженной тайге, мы вышли к началу подъёма в гору, на вершине которой долгое время жил в пещерке отец Симеон. Подъём к скиту начинается от ключа, где брал воду праведник. Сюда паломники приходят набрать святой воды.









После непродолжительного и нелёгкого подъёмы мы вышли к небольшой деревянной часовне.









Справа от часовни стоит крест под которым как раз и находятся останки той самой пещерки-землянки, где обитал отец Симеон.





Чуть поодаль на, так называемой, горе Голгофе, отцом Симеоном установлен поклонный крест.















Пещерка отца Симеона

В село мы будем возвращаться по натоптанной паломниками тропе.







Река Нейва



Зимой тропа проходит по льду реки.







Летом на другой берег реки можно попасть по подвесному мостику. Раньше через реку перебиралось по тросовой переправе.















Поломники

Мы снова оказались в селе. И наш путь идёт к обители - Свято-Введенскому Симеоновскому мужскому скиту.



Скит представляет из себя комплекс из нескольких жилых и хозяйственных построек. Руками монахов и послушников за несколько лет возведён деревянный храм.

22 декабря 2012 года считается официальным открытием Свято-Введенского Семионовского мужского скита.



Обитатели скита - это иеромонах Евфимий, инок Филарет, монах Рафаил  и четыре трудника - за три с лишним года обзавелись гусями, индюками, курами, четырьмя свинками. Весь световой день в ските занят молитвами и послушанием в виде работы на стройке, на хоздворе. В большом доме обустроили трапезную, кухню, на втором этаже разместили спальные места. Начали решать вопрос с энергоснабжением. Электричество здесь отсутствует, также как и другие блага цивилизации. В планах провести в скит из Бынёг газ, решить земельный вопрос с местной администрацией. Но все жё главное - завершить строительсво храма. Отец Евфимий все надежды на развитие скита возлагает именно на это.



Обитатели здесь живут автономно и самим себя содержат. В храм провели отопления, начали внутренние работы. Занялись строительством гостиницы и трапезной для паломников, начали развивать пасеку, поставили птичник, приобрели козочку, лошадь. Владыка планировал развить такое направление, как экопродукция, и предлагать её в специальных магазинах.



За скитом находится сельское кладбище, где обрели покой отец Симеон и матушка Валерия.

























Первый камень Свято-Введенского храма заложили ещё в 2001 году, но из-за нехватки средств и других обстоятельств, строительство отложили. Вернулись к возведению храма только в 2013 году. За два года подняли сруб. В 2015 году занимались подбором краски для храма. Отец Евфимий, опираясь на полученные в миру знания строительной специальности, определял изготовителя краски, а после, опытными шагами, искал будущий цвет храма. И нашел. Цвет получился играющий: если погода хмурая и дождливая, то храм имеет насыщенный ярко-зелёный оттенок, светлая - из золота зелёный.



Вот такое оно - село Сербишино и Святые места.



скит, Свердловская область, храм, Средний Урал, Симеон, Урал, христианство, Сербишино

Previous post Next post
Up