В нескольких километрах северо-западнее Невьянска есть старинное старообрядческое село Быньги. Село появилось примерно во второй половине XVII века. Но официальным основанием считается 1718 год, когда здесь Демидов запустил железоделательный завод. Завод был расположен в устье реки Быньга при слиянии с Нейвой. Здесь изготавливали полосовое, дощатое и листовое железо. Спустя полвека завод приобрёл Савва Яковлев. Ну а в 1863 году завод закрыли из-за его нерентабельности.
После закрытия завода население занималось работами на приисках, кустарным производством, а также вспомогательными работами на соседних заводах.
Улица Ленина
В 1891 году село потряс сильнейший пожар, уничтоживший более 50 домов.
В наши дни более всего Быньги славятся уникальным храмом Святителя Николая, который был заложен в 1797 году. Это один из самых старых каменных храмов Урала.
О появлении храма существует интересная легенда. После смерти Саввы Яковлева, среди его сыновей начались распри по поводу наследства. И согласно легенде Пётр Саввич Яковлев поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный храм. Когда желание Петра Яковлева сбылось, он сдержал клятву перед Богом и отдал приказ своему управляющему: "Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку".
Храм строился на века. Стены укреплены металлическими связями, а колокольня внутри прошита чугуном и железом. Пол выложили чугунными плитами. В советские времена, в период гонений на церковь, храму повезло и он не закрывался, хотя службы не велись из-за отсутствия священника.
Самое удивительное, что на колокольне храма установлены старинные куранты. Явление для России крайне редкое, если не единственное в своём роде. Примечательно, что куранты местного, невьянского производства.
Храм имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Прекрасная архитектура храма в византийском стиле, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне, отбивающими часы, получасы и четверти, массивные колонны на папертях по две вряд. Высота главного купола и колокольни до 27 сажен (около 57 метров). Главы, украшенные золочеными крестами, - все это производит приятное впечатление. Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту.
Внутри храм имеет три алтаря, из которых средний во имя Николая Чудотворца выступает вперёд и имеет полукруглый иконостас. Главный свод среднего купола поддерживается четырьмя колоннами. Карнизы, лепные украшения и удобство внутреннего расположения храма свидетельствуют об усердии его строителей. При своем изяществе Быньговский храм отличается прочностью. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 тонн), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа.
Внутри храма можно увидеть иконы знаменитой невьянской школы. Они отличаются от традиционных своей яркостью, изяществом и красотой.
На сводах, колоннах и стенах храма изображены библейские сцены. Фрески выполнены очень художественно.
Невьянские мастера писали иконы в традициях иконописных школ дореформенной Руси, но не копировали старые иконы, а творчески перерабатывали традиции, выражая в иконах свои чувства, своё видение мира как творения Божьего. Они взяли от древнерусских икон их лучшие черты: от московской - удлинённые пропорции фигур, ритм, узорочье, письмо по золоту; от ярославской - объёмное, округлое изображение ликов, динамизм сюжета (смелые повороты фигур на три четверти) и пр. Невьянская икона сохранила необычайную выразительность и одухотворённость, истовость, праздничность, яркость, присущие древнерусской иконе.
Но мастера учитывали и веяние нового времени, и опыт светской живописи. Постройки, интерьеры, изображённые на иконе, получают объём, "глубину". Иконописцы старались приблизить изображение на иконе к реальности. Это прослеживается в "глубине" икон, в объёмности ликов, в изображении природного пейзажа, видов городов и зданий. Изображения несут в себе местный колорит, отразивший географические приметы: в зданиях угадываются постройки уральских горнозаводских комплексов, купола и силуэты уральских храмов.
Реалистические тенденции проявились и в отражении в ликах некоторых святых местного этнического типа (вогульские черты в облике Николая Чудотворца в иконах XVIII-1-й пол. XIX в.). Для написания икон мастера пользовались минеральными красками - очень стойкими, не выцветающими и не выгорающими, поэтому иконы оставляют впечатление свежести и новизны. Кроме того, минеральные краски придавали иконе особый колорит.
Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота: пластинками сусального золота покрывалась вся икона. Золотой фон просвечивал сквозь тонкий слой красок, что придавало иконе особую теплоту. Кроме того, мастера владели различными способами обработки золотого фона: гравировкой, цвечением, черневым узорочьем. Получавшаяся при этом фактурная (неровная) поверхность по-разному преломляла лучи света, создавая впечатление, что икона сама светится своим особым светом, за что и называли её светоносной.
Оттенки ярких синих, зеленых, красных красок в сочетании с золотом притягивают и останавливают на себе взгляд. Золото всегда находилось в гармонии с основным цветовым решением иконы. Оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, победное сияние добра.
В рисунке невьянской иконы первой половины XVIII-середины XIX вв. заметно влияние необычного для икон стиля барокко: пышные многофигурные композиции с динамичными позами святых, их одеяния развеваются узорчатыми драпировками - складками; изобилие декоративных элементов - средник и поля зачастую украшены вычурными золотыми завитками; надписи по краям икон обрамлены пышными золотыми картушами - рамками, вычурные троны "составлены" из выгнуто-вогнутых завитков; облака и горизонты обозначены вьющимися линиями. Одеяния святых отличаются многоцветьем, узорами и цветочным орнаментом.
С начала XIX в. в иконе появляются черты классицизма, отразившиеся в уже упомянутых реальных изображениях уральского пейзажа и видов горнозаводских строений. Архитектурные постройки и детали изображаются в трехмерном пространстве, т. е. получают объём и глубину. Изображения святых отличаются миниатюрностью, тонкостью письма, психологичностью и физиономизмом. Самое выразительное в иконах невьянских мастеров - прекрасные лики: миловидные, полнощекие, с большими глазами, морщинами на лбу, коротким прямым носом, с округлым подбородком, чуть улыбающимися губами. Они излучают доброту, сочувствие и сострадание. В некоторых ликах отражены оттенки чувств: в ликах ангелов есть детская невинность и трогательная чистота помыслов.
Для большинства поздних икон характерен золотой фон с прочеканенным по левкасу растительным или геометрическим орнаментом. Святые изображаются на фоне пейзажа с низкой линией горизонта. Упрощается композиция иконы, она становится похожей на картину, в ней важную роль играет линейная перспектива.
К сожалению, сейчас храм пребывает в плачевном состоянии, включая старинные куранты. Кое-как ведётся реставрация, но средств от пожертвований на неё не хватает. Хотя, между прочим, Свято-Николаевский храм носит статус историко-архитектурного памятника федерального значения.
Свято-Николаевский храм - не единственное культовое сооружение в Быньгах. Чуть поодаль стоит каменная однопрестольная Казанская единоверческая (старообрядческая) церковь. Она была заложена в 1852 году, но освящена лишь спустя почти 20 лет - в 1871 году. Церковь долгое время была в очень плохом состоянии, но её всё же удалось возродить. Её внутренне убранство довольно аскетично, и сильно отличается от канонической - белые стены с несколькими иконами, пол устлан коврами, церковная печь топится дровами.