из черновика статьи в "Журнал практического психолога"
(с) Дарья Кутузова, 2015
В «Картах нарративной практики» у Майкла Уайта [1] есть раздел про метафоры в работе с проблемами. В частности, там подчеркивается, что метафора войны, сражения - не единственная. Оказалось, что участники проекта практически никогда не используют эту метафору для описания своих отношений с депрессией. Вот какие метафоры они предложили (и вот какие действия по преодолению депрессии возможны, исходя из этих метафор):
- Депрессия - вор, крадущий нефть из трубопровода. Где-то есть источник энергии, но депрессия ее отводит, оттягивает так, что энергия не попадает туда, где она нужна. Что можно сделать, если депрессия ворует нефть из трубопровода? Надо пройтись вдоль трубопровода, проверить, как обстоят дела с источником энергии, прочистить трубу, обнаружить, где вор поставил отводы и отводы перекрыть.
- Депрессия - болото. Когда ты оказался в болоте, нужно как-то из него выбраться, зацепившись за что-то надежное. Потом настелить мостки и добраться до сухого участка. А потом уже провести мелиорацию территории в целом, осушить болото.
- Депрессия - смрадный черный туман. В таком случае можно надеть респиратор и либо распахнуть окна и проветрить помещение (если снаружи свежий воздух), либо законопатить щели и настроить кондиционер на рециркуляцию воздуха (если именно вовне творится такое, что нечем дышать). Чтобы было лучше видно разные объекты, надо подносить их ближе к глазам и внимательно рассматривать.
- Депрессия - провокатор, убеждающий прекратить стачку (сопротивление доминирующим дискурсам). Если мы выбрали протестовать против притеснения и организовали стачку, то может быть так, что к нам пришел провокатор, убеждающий, что надо подчиниться требованиям притеснителей и разойтись по домам, смирившись со своей участью. В таком случае обычно провокатора вылавливают, изваливают в дегте и перьях, выставляют на посмешище, чтобы сам с позором сбежал, а если не сбегает - запирают его где-то в сарае.
- Депрессия - противная родственница, заявляющаяся в гости надолго и критикующая тебя и твой образ жизни. Одной из участниц проекта оказалось осмысленно и удобно представлять себе депрессию как неприятную родственницу, которая периодически заявляется в гости, живет, роется везде и все критикует. Прогнать ее не то, чтобы нельзя, но не очень вежливо. В конце концов она обязательно уезжает, и поэтому можно потерпеть, переждать, защитить все ценное, оставаться вежливой, но сохранять дистанцию. И относиться к тому, что она делает, неизменно с юмором: «Вот ведь, занесло меня в телесериал».
- Депрессия как русалка, Лорелея, сирена (если слушать ее песню, твой корабль пойдет ко дну). Можно так или иначе заткнуть уши (воском, например), включить еще более громкую музыку, петь мантры, сосредоточиться на том, куда я плыл, зачем я плыл, в каком месте реки сейчас находится мой корабль.
Депрессия как потеря сокровища
Отдельного упоминания заслуживает такая метафора депрессии, как потеря сокровища. Первый эпизод депрессии практически всегда - последствие травмирующей ситуации. Жизнь оказывается разорвана на «до» и «после», и ценное и важное, что позволяло нам быть живыми, то, что позволяло нам быть собой - осталось в прежнем периоде и воспринимается как недоступное более. У нас возникает нарушение контакта с предпочитаемыми историями и может возникнуть нарушение контакта с «чувством Себя», с «языком внутренней жизни», т.е. с тем, что Майкл Уайт, ссылаясь на Рассела Мирса, описывал как теплое и нежное течение во внутреннем мире, позволяющее выстраивать осмысленные и радующие отношения с другими людьми, и вообще чем-то увлеченно заниматься [13]. А без него холодно, «внутри дыра», «сквозняк», пусто и «очень муторно».
Депрессию можно воспринимать, как лиминальную фазу переходного периода [17], когда нарушилась связность, целостность и преемственность нашей истории о предпочитаемой идентичности. Подобный взгляд позволяет увидеть депрессию как временное явление, как своего рода испытание, может быть. Такой взгляд помогает сформулировать задачи, цели и позицию, которые позволят преодолеть депрессию, исцелиться и восстановить контакт с «чувством Себя» и предпочитаемыми историями.
Депрессия как неудачная попытка побега
В ходе проекта нам удалось сформулировать, что ключевым, «узловым», стягивающим и удерживающим конфигурацию депрессии ощущением является: «Я не хочу чувствовать то, что я сейчас чувствую, я не хочу этих телесных ощущений, я не хочу испытывать те эмоции, которые испытываю, я не хочу думать свои мысли. Я хочу в отпуск от себя, заберите меня отсюда». Как некоторые животные в ситуации, где борьба или бегство не срабатывают, притворяются мертвыми и пытаются переждать, так и люди в депрессии пытаются отвернуться от своих собственных переживаний. Но в отношении своего собственного внутреннего мира тактика «притвориться мертвым» не срабатывает. Это побег в тупик. Поэтому некоторые люди пытаются убежать от себя радикальным способом - путем самоубийства.