Оригинал взят у
general_ivanoff в
Епископ Тихон (Шевкунов): "Верующие в большинстве своём надёжно привиты от экуменизма"- В свое время Максим Исповедник в заточении сказал, что вера - это в том числе ее правильное исповедание. Вы в свое время сняли фильм «Гибель империи. Византийский урок». Во времена Максима Исповедника была ересь моноэнергизма, которая закончилась катастрофически для империи. Были потеряны большие территории в Африке, на Ближнем Востоке, в Церкви произошел раскол. В нашу эпоху засилья экуменизма насколько актуальны эти слова?
- Не думаю, что сегодня можно оправданно говорить о «засилии экуменизма». Защитная реакция церковного народа на любые экуменические опыты - следует незамедлительно и выражается остро. И даже когда канонически неприемлемых действий в межконфессиональных контактах не происходит, сам таковой факт воспринимается частью Церкви весьма напряженно. Еще более значительная часть Церкви, хотя может и иронизировать над алармистскими настроениями зилотов, но к экуменической деятельности относится, мягко говоря, без всякой симпатии. И таким настроениям есть свои причины. Многие священники помнят экуменические молебны советских времен, к которым принудительно пытались привлекать духовенство. К тому же экуменизм накрепко ассоциируется с церковным официозом, патриархийным чиновничеством, что тоже не добавляет ему симпатий: чиновников не любят независимо от того, в рясах они или в светских костюмах.
Богословие экуменизма уныло и надуманно, и в целом - ниже всякой критики. В то время как богословие антиэкуменизма вдохновенно и опирается на святоотеческую традицию. Более того, многие из нынешних православных познакомились со святыми отцами первоначально именно через антиэкуменическую полемику. Так что смело можно утверждать, что богословие антиэкуменизма - это, если хотите - «богословие масс».
Есть здесь и другая сторона медали: иной ревнитель может не знать православных догматов и смысла евангельских заповедей, но в своих собственных глазах один лишь рьяный антиэкуменический настрой делает его подлинным и безупречным православным. Конечно, это хотя и достаточно распространенная, но крайность. Большинство же наших собратий просто отчетливо осознают, что никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви нет.
Но, если это знаем мы, поверьте, это более чем известно священноначалию нашей Церкви.
...В сухом остатке, отвечая на ваш вопрос о якобы экуменическом засилье, всё же давайте признаем, что мы имеем сегодня членов Церкви, в большинстве своем надежно привитых от экуменизма. Имеем иерархию, старшее поколение которой, участвовавшее в прагматически ориентированной экуменической внешней политике семидесятых-восьмидесятых годов, от этого сторонниками создания синтетической мировой религии и отказа от Православия, конечно же, не стало. Утверждать обратное можно лишь на основании домыслов и сплетен.
Конечно, отношение, скажем, к инославным иерархам у тех, кто многие годы проработал с ними и успел по-человечески даже с кем-то сдружиться, отличаются от настроений современных зилотов. Но это ничуть не значит, что наши почтенные архиереи готовы принять католические догматы или протестантские учения, согласны служить с еретиками литургию, или предаваться мечтам, как бы передать свою церковную иерархическую власть Римскому Папе.
наместник московского Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной академии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, епископ Егорьевский Тихон (Георгий Александрович Шевкунов)
в ходе беседы со студентами социологического факультета МГУ