Поищем теперь «случайности» и «совпадения», связанные с 30° восточной долготы. К северу от Питера, в заполярной тундре, если что-то, представляющее для нас интерес, и есть, то оно ещё не открыто в силу необжитости здешних мест. Я подчеркиваю, что именно не открыто, а не отсутствует, ведь, несмотря на труднодоступность, эти края жили активнейшей мистической жизнью: арийские предания помещают здесь затонувший континент Арктиду; мифы древних греков располагали за Полярным кругом родину своего бога Аполлона вечноцветущую Гиперборею; кельты хранили воспоминания о расположенных далеко на севере Островах Блаженных; даже индусы передавали из поколения в поколение сказания о северном Острове Света (Шветадвипа), омываемом Молочным (Ледовитым) океаном (не в него ли впадала Молочная река-кисельные берега русских народных сказок?).
Русский фольклор упомянут здесь не ради красного словца: его сакральная география помещает в этом регионе и остров Буян, и владения Кощея Бессмертного, и Подсолнечное царство. Название последнего происходит не от известного растения со вкусными семенами, а оттого, что оно располагается «под Солнцем». А, вот, карело-финский эпос «Калевала», напротив, утверждает, что здесь лежит Страна Мрака - Сариола, она же Похьёла. В принципе, противоречия никакого нет: просто русские отразили полярный день, а карелы сделали акцент на описании полярной ночи - кому что ближе.
Не прервалась традиция и в исторически более близкие нам времена. Русские старообрядцы считали, что здесь расположено легендарное Белоречье; немецкие мистики начала ХХ века, а потом и бравые парни из гимлеровского оккультного института «Аненэрбе» искали в этих краях следы государства Туле; да, и наши (адмирал Чичагов, барон Толль, адмирал Колчак, академик Обручев) не отставали - великолепный кинофильм «Земля Санникова» помните? - и она, Земля Санникова, тоже здесь где-то… Хотя, кто знает, не прячется ли под этими именами один и тот же географический объект?!
Мест, пригодных для туристических экскурсий за Полярным кругом, действительно, немного, но достопримечательности всё же есть. Одна из них - Кольская сверхглубокая скважина, занесённая в Книгу рекордов Гиннеса, как самая глубокая скважина мира. Её глубина 12262 метра, а координаты 69°25’ северной широты и 30°44’ восточной долготы.
А вот двигаясь к югу, мы, напротив, попадём в туристический рай; выражаясь ближе к нашей теме, в ещё один «крупный культовый центр, ведущий свою историю как минимум с Железного века». Этот центр всем хорошо знаком, а у многих дома, в семейных альбомах даже есть фотографии на его фоне. Это - Страна Пирамид, Египет! Да-да, исторический центр Петербурга и плато Гизы, на котором стоят самые «раскрученные» пирамиды - Хефрена, Хеопса и Микерина - расположены на одном меридиане: 30-й градус восточной долготы как раз является мысленной границей этого плато. Может, и от того вырванные с корнем в Египте сфинксы и львы неожиданно органично вписались в чахоточный питерский климат.
Но мы опять отвлеклись… Отметим, что если расстояние между Питером и Гизой измерять не в линейных мерах, а в градусах, то получится, что их разделяет ровно 30° широты (еще одна «округлая» «случайность»… и несть им числа!).
На трети этого расстояния, если считать от Питера, расположена столица Древней Руси, а ныне незалежной Украины - Киев (50°25’ северной широты и 30°30’ восточной долготы). Древность этого города сомнений не вызывает. Первые стационарные жилища из костей мамонта были возведены на берегах Днепра ещё тогда, когда эти милейшие зверушки были столь же заурядными обитателями Приднепровья, как ныне кошки или собаки. Свидетельствуют о том, многочисленные стоянки охотников на мамонтов, пять из которых были найдены прямо внутри современной городской черты Киева.
В «Истории Государства Российского» цитируется сообщение Геродота о скифском царском кладбище, расположенном на левом берегу Днепра, в 14-ти днях пути от его устья. Карамзин в этом месте делает от себя предположение, что, видимо, находилось оно в районе Киева. Описание самого места захоронения у Геродота сводится к характеристике: «…священное для народа и неприступное для врагов». Несмотря на лаконичность, фраза эта несёт гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, любой погребальный обряд подразумевает некие похоронно-поминальные религиозные отправления (тем более, если хоронят «августейшую особу») - это уже само по себе придаёт кладбищу статус «священного» места. Раз, кладбище стационарное, значит, ему требуется постоянное присутствие «закреплённых за ним» священнослужителей. Им, в свою очередь, нужна крыша над головой, культовые и вспомогательные постройки, одним словом, вся инфраструктура монастырского типа. Ну, а поскольку редкое захоронение видного человека не сопровождается россказнями о несметных богатствах, якобы, погребённых вместе с ним, то и охрана, на случай ночного визита мародёров-гробокопателей.
Судя по всему, охрана у царского кладбища была не шуточная - иначе, вряд ли, Геродот назвал бы это место неприступным для врагов. Можно предположить, что имелась даже какая-то фортификация, вошедшая позже как элемент в систему Змиевых валов. Углубляться дальше в трактовки Геродота не будем - изложенного вполне достаточно для предположения о существовании на месте Киева или в непосредственной близости населённого пункта задолго до Кия. Вполне возможно, что ещё до Кия в этих краях существовало и некое квазигосударственное образование. Столь смелый вывод можно сделать исходя, хотя бы, из объёма работ, которые пришлось проделать неизвестным нам ныне строителям при возведении Змиевых валов - гигантских фортификационных сооружений, протянувшихся по берегам притоков Днепра более чем на 1000 километров.
Скорее всего, в это время Киев стал и крупным культовым центром. На месте Десятинной церкви находилось языческое святилище. Именно его наличие и способствовало тому, что поселок, прилепившийся к паромной переправе (Кий по легенде был паромщиком), и вырос в столицу Русского государства. Будущий Креститель Руси, в период духовных исканий, воздвиг в Киеве кумирню, вообще, всем известным богам, которых в славянском пантеоне было не меньше, чем в древнегреческом. Это сделало Киев крупнейшим языческим религиозным центром в Восточной Европе. Правда, не надолго, так как восемь лет спустя, по приказу уже крестившегося Владимира, идолов сбросят в Днепр, а святилище разорят. Духовная значимость «Матери городов русских» после принятия христианства не уменьшилась. Здесь же был основан в 1051 г. первый на Руси православный монастырь - Киево-Печерская Лавра. Её координаты 50°27’06” северной широты и 30°31’00” восточной долготы. (О расположении Киева относительно других мировых столиц читайте в статье "Александрийский крест.")
Создаётся впечатление, что точки пересечения 30-го меридиана с «круглыми», кратными 10-ти, широтами были просто обозначены в натуре основанием в них духовных и политических центров. Закономерность была бы доказанной, если бы удалось найти аналогичный объект в узле с координатами 40° северной широты и 30° восточной долготы.
Сегодня в этой точке притулился провинциальный турецкий городишко Измит, на поверхностный взгляд ничем не выдающийся. Однако, копнув его более чем славное прошлое, выясняется, что он тоже когда-то блистал и был столицей несуществующих ныне империй! Первое достоверное упоминание о нём относится к VIII столетию до нашей эры - тогда он назывался Астакос. Очень скоро он разросся в богатейшую греческую колонию Малой Азии и был переименован в Ольвию (что переводится как «Счастливая»). Ольвия была разрушена, однако, стратегически выгодное место долго не пустовало: царь Вифинии Никомед I заново отстроил город и нарек в свою честь Никомедией. После завоевания Вифинии римлянами, император Диоклетиан сделал Никомедию столицей восточной части Римской империи и в этом статусе она оставалась до тех пор, пока Константин Великий не наделил столичными функциями Константинополь.
С отклонением в пределах 1° от 40-й параллели располагались в свои времена столицы Фригии - Гордион и Правобережного Хорезма - Кой-Крылган-Кала (хотя, два последних названия являются условными - так между собой археологи договорись называть цивилизацию, подлинного имени которой не дошло до наших дней).
Продолжение Часть 1