Как устроена новая набережная?

Oct 30, 2014 11:27

В Саратове продолжается строительство новой набережной. Тема последние несколько лет популярная и скандальная. Я прогулялся по набережной с представителем проектной организации и узнал, что именно было сделано, почему появились провалы и многое другое.



Но начнём мы с того, что производится не строительство новой набережной, а берегоукрепительные работы. С какого перепуга федеральный бюджет выделил бы нам средства на наведение красоты? А перепуг на самом деле был, так как имеющиеся элементы берегоукрепления находились в катастрофическом состоянии.



Элементы берегоукрепления были введены в строй 1960 году перед заполнением Волгоградского водохранилища.



С тех пор они не разу не подвергались капитальному ремонту и пришли в негодное состояние. Это кадры из видеоролика 2006 года, обосновывающего необходимость берегоукрепительных работ. Во время обследования от 75 до 90% элементов на разных участках были в неудовлетворительном состоянии. А участок от Вольской до Провиантской - на 100% в недовлетворительном и аварийном состоянии.



Поэтому медлить было нельзя. Было выбито федеральное финансирование на берегоукрепительные работы. И начали с самых проблемных участков. Как вы все знаете - от Ротонды до Вольской. Год назад в районе строящейся в этом году очереди существовал вот такой водовыпуск, который сегоднй уже продлён дальше в Волгу.



А это прямо сейчас - остатки переселённой лодочной базы. Состояние старых берегоукрепительных элементов говорит само за себя.



Давайте разберёмся, что же из себя представляет "новая набережная" и зачем всё это нужно.

Берегоукрепление - это комплекс мероприятий, направленных на защиту от размыва под действием течения, волн, эрозии почвы, ливневых потоков и укрепление береговой линии рек и водоемов. Существует множество методов берегоукрепления. Для данных участков они так же просчитывались и было решено укреплять берег Волги с помощью однорядной шпунтовой стенки. Берегоукрепление на этих участках производится на уровне 1% обеспеченности. Это такой уровень, до которого вода поднимется раз в 100 лет. Для Саратова - это 19 метров над уровнем моря. Именно на этом уровне (не ниже) располагается и железная дорога, и все капитальные постройки по береговой линии. Средний уровень Волгоградского водохранилища в районе Саратова - 15,0 метров над уровнем моря.



Как это происходит? Рассмотрим на самом примитивном уровне. Сначала на уровне 15-метровой отметки забивается 1,5-метровый металлический профиль.



Между собой его элементы крепятся "замковым" соединением.



Затем сверху на него варится арматура и заливается бетоном.



Получается шапочный брус, расположенный на уровне 17-й отметки.



Пространство до шапочного бруса засыпают песком.



17 метров над уровнем моря - это и есть "нижний ярус" новой набережной. Его заливают бетоном. Второй ярус набережной - это те самые 19 метров - 1% обеспеченности.



А вот и провал. Многие СМИ написали о нём, как о вопиющем безобразии - на новом, ещё не открытом участке уже провал! Ответ оказался прост - этот участок был залит одновременно с теми самыми скандальными участками.



На этих участках провалы уже устранили, но не факт, что новых "осадок" больше не будет. В чём же дело? Отчего они появились?



О качестве работ неоднократно писали саратовские СМИ. Цепь оправдывает средства. Был даже целый флеш-моб #Дорогаянабережная. Прокуратура признала незаконным отказ в возбуждении дела факту возможного хищения средств федерального бюджета, поэтому слышим мы об этом далеко не последний раз.
Так что же с этими провалами? Дело в том, что тут была грубо нарушена технология берегоукрепления. А именно - эти участки доделывали уже при минусовой температуре в конце года, скорее всего, для того, чтобы успеть "освоить" бюджетные средства. Когда температура выше нуля, при засыпке и разравнивании песка вода постепенно уходит через щели в профиле. При минусовой температуре вода не может уйти, так как она находится в твёрдом состоянии. В общем после такого нарушения технологии подрядчиком этот лёд начал таять уже после прогрева земли, ближе к лету. Поэтому постепенно начали образовываться пустоты, а вслед за ними по законам физики - провалы.



Правильно ли именно песком засыпать? Почему не щебнем? На самом деле варианты такие тоже есть, но стоить это будет в разы дороже. Песок при соблюдении технологии вполне долговечный и надёжный материал для берегоукрепления.



Меня заинтересовал вопрос - почему же СарГРЭС и комбикормовый завод не подчиняются общей логике - расположены по сути на уровне первого яруса набережной, а не 19 метров (1% обеспеченности)? Ответ оказался довольно банален - они же были построены задолго до образования Волгоградского водохранилища.



Всё благоустройство и даже асфальтовое покрытие никоим образом не предусмотрено проектом. Всё это уже придумало правительство Ипатова. И в принципе это логично - заодно делать сразу оба полезных дела. И федеральная программа по берегоукреплению реализуется, и горожанам прогулочная зона новая создаётся.



Правда денег на это благоустройство не выделяется. Даже софинансирование федеральной программы из местных бюджетов не всегда происходит вовремя. Так что подрядчики изыскивают способы, чтобы выполнить поставленную городом задачу. А ближайшая задача - выполнить берегоукрепление, а вместе с ним и "строительство новой набережной" до улицы Большой Садовой к концу следующего года.



#Саратов, тогда и сейчас, набережная Космонавтов, Волга

Previous post Next post
Up