Наверное все уже слышали о грядущем повышении цен на проезд в электротранспорте (единственном муниципальном транспорте, который чудом у нас ещё работает). Давайте поговорим об этом подробнее. Итак на комиссии городской думы по транспорту планируют сравнять цены на электротранспорт с ценами на автобусы и повысить стоимость проездных:
будет - станет (руб)
12 -> 15 - однократный проезд
500 -> 700 граждане
600 -> 840 граждане (трамвай-троллейбус)
250 -> 520 студенты и пенсионеры
300 -> 630 студенты и пенсионеры (трамвай-троллейбус)
800 -> 900 организации
950 -> 1350 организации (трамвай-троллейбус)
Нетрудно сосчитать, что месячный проездной на один вид транспорта стоит для граждан, как 47 поездок (!!!), а на два вида транспорта - как 56 (!!!). Это при том, что например в октябре будет 23 рабочих дня. То есть в простейшем случае человеку понадобится 46 поездок. В итоге месячный проездной будет стоить дороже, чем разовые поездки! Это нонсенс! А если присовокупить сюда постоянные перебои в работе электротранспорта, отсутствие его в вечерние часы, невозврат стоимости билета при остановке движения, множество альтернативных вариантов с автобусами и маршрутами, то какой человек в здравом уме купит проездной?
Для сравнения - в большинстве городов Европы месячный проездной на все виды транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро и городская электричка), окупается в среднем при совершении уже 30 поездок (в разных городах варьируется от 20 до 40). Так как основная цель общественного транспорта - это привязать человека к нему на долгосрочные периоды. Это сокращает пробки в городе.
Второе.
Как я уже написал выше, популярность электротранспорта из-за постоянных перебоев, нерегулярности движения несомненно ниже, чем у автобусов. Кроме того, маршрутная сеть электротранспорта не только никак не развивается, подстраиваясь под современные нужды с советских времён, но и постоянно уменьшается!
Единственный популярный маршрут №3, который позволяет миновать пробки на 50 Лет Октября, по чей-то указке теперь стал работать откровенно плохо! Поездка от Вавилова до Сенного растягивается до получаса, поездка от 6 Дачной до 3-й Дачной растягивается до 20 минут. Трамваи стоят без видимых причин по 5 минут на остановках, еле-еле едут. В общем резинят, как и автобусы. Вопрос об этом я писал ещё полтора года назад, на что мне приходил ответ о том, что в ситуации разберутся. Но по сообщениям постоянных пассажиров трамваев ситуация лишь усугубляется. На "Эхо Москвы" так же пытались говорить с замдиректора СГЭТа о проблеме "резины" трамваев по Астраханской, но он оправдал ситуацию работой диспетчеров, которые выстраивают на этой территории равные промежутки между трамваями, и это бывает только в ситуациях аварий, ДТП и т.п. Но как вы можете убедиться в любое время суток любого дня месяца - это происходит постоянно! В итоге, трамвай становится резонно использовать лишь на отрезке Сенной-3 Дачная. Кто-то умышленно убивает и этот маршрут.
При вышеуказанных условиях единственным стимулом для использования электротранспорта оставалась разница в стоимости проезда и наличие проездных. В августе-сентябре разница в разовой поездке туда-сюда с автобусами составляла 6 рублей, с маршрутками - 8 рублей. Это для многих было мотивацией дождаться троллейбус. Теперь же разницы не будет и пассажиры снова будут пересаживаться на автобусы.
Чем же
обосновывают повышение цен?
"Эти средства необходимы только для поддержания МУПП "СГЭТ". Оно не даст повышения уровня качества предоставления услуги. Для этого надо установить тариф в 24 рубля", - сообщила замглавы администрации и уточнила, что "наш тариф ниже общего уровня по ПФО".
Где обоснования, что это позволит увеличить прибыль СГЭТ? Все считают, что нынешние пассажиры электротранспорта бросятся покупать подорожавшие проездные (особенно пенсионеры и студенты, проездной для которых вырос по стоимости больше, чем в 2 раза!) и ни один текущий пассажир не пересядет на автобус и маршрутки? Кто-то вообще просчитывал убытки от подобного решения?
Напомню, что повышение цен на социальные проездные в 3 раза обосновывали точно так же - прибыль СГЭТ вырастет! В итоге вместо дополнительной прибыли, убытки СГЭТ составили около 90 миллионов рублей в год, потому что люди просто
перестали покупать эти проездные. Такие вот у нас "грамотные" и "обоснованные" решения принимаются - полезные и для горожан и для муниципальных предприятий. Это решение, я уверен, будет абсолютно с таким же эффектом, потому что никто не просчитывал возможное падение спроса, никто не заинтересован в улучшении финансовых показателей СГЭТ и вообще в улучшении муниципального транспорта. По действиям, сделанным за последние годы, его просто медленно убивают, чтобы отвязаться от этой статьи городского бюджета. Частники с заполнившими город автобусами и маршрутками справятся с пассажиропотоком (хотя на пробках это скажется негативно) и будут зарабатывать на нас, так и не заключая договоры с водителями по ТК, не выплачивая им правильно рассчитанную зарплату, не соблюдая графики и договоры, которые они заключили с городом на транспортное обслуживание. Это не выгодно пассажирам транспорта, но выгодно тем, кто находится выше пассажиров.
Вот типичное мнение:
Тарифы на проезд в электрическом общественном транспорте Саратова необходимо пересматривать чаще. Такое мнение выразил депутат Сергей Крайнов на проходящем сегодня заседании комиссии по промышленности гордумы.
По его словам, "одной из основных затратных статей МУПП "СГЭТ" является стоимость электричества".
"У меня тоже болит сердце за пенсионеров, но тарифы на электричество повышаются два раза в год. А тариф на проезд раз в четыре года. Это тоже надо понимать", - сказал Крайнов.
Совсем по-другом поступили в Петрозаводске, снизив цены на муниципальный транспорт в 1,5 раза. При этом денежные сборы от продажи билетов не уменьшились, т.к. пассажиры пересели с частных маршруток на муниципальные троллейбусы. (
После снижения стоимости проезда в троллейбусах количество пассажиров выросло на 40%, а увеличение доходов предприятия составило 12%). В
интервью с мэром можно подробно прочитать как она выводила электротранспорт города из предбанкротного состояния, обнаружив в транспортной сфере те же проблемы, что сейчас имеются в Саратове.
В общем хочется конечно написать о скоростном трамвае, который может что-то решить в этой проблеме для нас, но по последним данным первую очередь построят ещё не скоро, если конечно вообще найдутся деньги на её строительство. А на самом деле муниципальному транспорту в данный момент просто необходим грамотный управленец-лоббист, который примет непопулярные для некоторых наших депутатов решения, выведет эту отрасль из долгов и наладит работу всего транспорта в городе, за который становится стыдно перед гостями. Потому как текущие решения планомерно ведут его к дальнейшей деградации.
Мои некоторые предыдущие посты по теме:
Как должен работать транспорт и как работает? Перспективы электротранспорта в Саратове Как губят муниципальный транспорт в России и ситуация в Саратове Беседа о повышении тарифов в студии Рен-ТВ Снова о ценах на проезд