Обсуждение проекта реставрации консерватории

May 24, 2024 11:00


Во вторник в одном из кабинетов Саратовской Государственной консерватории прошло общественное обсуждение проекта по её реставрации. В этой встрече я принимал участие, поэтому расскажу что было интересного.





Сначала обратимся к официальной новости.



Комитет культурного наследия Саратовской области

t.me

Сегодня, 21 мая, состоялась рабочая встреча, где представители общественности обсудили проектные решения по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание консерватории" (Саратов, проспект Столыпина,1).

В начале встречи министр области - председатель комитета культурного наследия Владимир Мухин отметил, что пока о проведении самих работ речь не идёт. Окончательное решение по проекту ведомством не принято.

Ректор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Александр Занорин подчеркнул, что зданию с большой историей требуется вмешательство профессионалов. Из-за отсутствия водостоков и течи с крыши происходит замачивание фасада, деревянных конструкций, внутренних помещений. Кроме того, Александр Германович поделился планами. По его словам, реставрация будет происходить поэтапно на средства федерального бюджета. Постепенно планируется заменить крышу, провести внутренние работы (в том числе замена инженерных коммуникаций), затем - фасадные работы. Объявленные на сегодняшний день закупки направлены на усиление фундаментов, проектная документация была разработана ранее, ее предложения уже частично реализованы.

Перед собравшимися выступил руководитель проектной организации ООО «Производственно-коммерческая компания «Марш» Алексей Резников. Он рассказал, что все представители организации, которые занимались разработкой проекта, внимательно отнеслись к своей работе.

-Когда мы начинали проектирование, мы очень четко понимали значимость этого объекта для общественности, постоянно обсуждали проект, - отметил проектировщик.
О рассмотрении документации также сообщил председатель Градозащитного совета при Саратовской областной Думе Владимир Лешуков, с проектом уже познакомились представители совета.

- Это не капитальный ремонт, это реставрация. Работы должны быть выполнены в соответствии задумкой автора, архитектора Семена Акимовича Каллистратова. Мы не имеем права ничего менять и переделывать, искажать авторский замысел - считает Владимир Лешуков.

Он поделился деталями проекта, который предусматривает возвращение рисунка витражных окон. По историческим сведениям, ранее окна с изображением «готического цветка» были заменены на подобные украшения, но с лирой. Также проектировщики указывают на воссоздание металлического декоративного навершия над люкарной центрального шатра, установку деревянных окон, расчистку металлических конструкций балконов с воссозданием утрат и многое другое.



Представители проектной организации сообщили о проведенном 3D-сканировании шатров на башенках консерватории и обмерах. В том числе подчеркнули, что кардинальное изменение конструкции проектом не предусматривается. Она по-прежнему будет состоять из своеобразной "юбки" и самого шатра. Планируется сохранение напольного покрытия из метлахской плитки. Дверные заполнения из-за их неудовлетворительного состояния предлагается заменить на аналогичные и в тех же материалах.

Собравшиеся обсудили и цветовое решение объекта. Специалисты отметили, что изучили исторические цвета фасада, однако решили коренным образом их не менять. В том числе предложили отобрать образцы и подобрать точные оттенки на основании химико-технологических исследований. Затем сделать выкрасы на объекте и коллегиально определить наиболее соответствующий оттенок.

По итогам мероприятия участники договорились об общественном контроле со стороны неравнодушных горожан и продолжении обсуждений. Затем все желающие смогли рассмотреть сохранившиеся образцы редкой метлахской плитки, а также познакомиться с томами проектной документации.

А теперь мои комментарии.

Опасения, что консерватория поменяется после работ, сильно раздуты. Изменения будут связаны с тем, что во время работы, те объекты, чтобы будут реставрироваться, будут приближены к первоначальному облику, созданному архитектором Каллистратовым. Если вы сравните снимок консерватории, сделанный сегодня с тем, как она выглядела до середины ХХ века, то вряд ли увидите разницу.



Были вопросы к окраске здания - но выше уже написано, что во время работ над фасадом будут сделаны выкрасы и выбран вариант наиболее соответствующий текущему оттенку.



А теперь к тем самым мелким деталям: на шпили куполов вернутся небольшие флажки, утраченные части декоративной решетки тоже будут восстановлены (осталась только центральная, на фото вы видите, что была и боковая). Вернётся историческая расстекловка центральной башни - а именно двух квадратных окон, которая будет в одном стиле с окном, напротив кафе "Лира". Т.е. рисунок "готического цветка".



Приямки, которые сейчас выполнены просто наспех из жести, будут возвращены в приличный вид - под "люксферы" из железных решёток и гнутого стекла.



Все работы по фасаду - это самая последняя очередь проекта. Реставрация будет разбита на множество этапов, первоочередные из которых - замена кровли над советским корпусов, завершение начатых в 2000-е работ по укреплению фундамента. Затем будут выполнены работы по приведению здания к современным требованиям к пожарной и антитеррористической безопасности учебного заведения (пожарная сигнализация, видеонаблюдение, запасные выходы и т.д). После - замена инженерных коммуникаций. Потом - ремонт кровли, затем внутренний помещений. И лишь затем работы по фасаду (дойдёт ли до них вообще?).



Срочность работ вызвана тем, что здание продолжает заваливаться в сторону улицы Радищева. Работы по укреплению фундамента были запланированы ещё в 1990-х, но в 2000-е не были завершены. Имеются трещины корпуса, а протечки в кровле приводят к повреждению декоративных элементов и угрозе безопасности посетителей и обучающихся.



Теперь о замечаниях.

Главное опасение - ремонт не будет выполнен, всё забросят и т.д. На встрече я высказал предложение о дополнительных требованиях к подрядчику, которое нужно прописать в документации на аукцион. Чтобы у того, кто будет выходить на данные работы, в портфолио были успешно завершенные работы на объектах (не менее определенного числа) культурного наследия федерального значения (которым является консерватория). На встрече было высказано и о необходимости строгого контроля не только со стороны авторского и строительного надзора, но и контроля со стороны заказчика, а также общественного контроля. Остальное не вызывает вопросов - работы будут проходить поэтапно, источник финансирования: федеральный бюджет.



Беспокоит и полная замена дверных заполнений. Сомневаюсь, что все двери находятся в состоянии, не подлежащем реставрации. И если входная дверь новодельная, то двери в кабинеты вполне возможно привести в порядок и сохранить.



На визуализации и в прорисовке отдельных элементов квадратные окна с цветочным заполнением одинаковые с обеих сторон.



Но на старых фотографиях они разные!



Обновление: в проекте оказывается обе формы есть, но на визуализации почему-то этого не показали.



Отделка фасада под натуральный камень на чертежах и визуализациях тоже не соответствует реальному виду.



Камней гораздо больше!



После мероприятия мы ещё полистали тома проекта. Замечания отправим проектировщикам. Заказчик (в лице консерватории) и проектировщики обещали учесть пожелания и замечания. В данный момент проект ещё не согласован комитетом по наследию.



Будем внимательно следить за дальнейшими изменениями в проекте и ходом работ.

общение с властью, готика, #Саратов, проспект Кирова (Столыпина), Радищева, архитектура, объект культурного наследия, консерватория, краеведение

Previous post Next post
Up