В далёком уже 2015 году я прогулялся по площади Орджоникидзе, пофотографировал расположенные на ней объекты. Я буду сравнивать те времена и сегодняшний день - лето 2023 года.
Для большинства людей как в советское время, так и сейчас, площадь Орджоникидзе ассоциируется с крупным пересадочным узлом Заводского района. До конца 1990-х по обе стороны площади начинались автобусные маршруты в различные микрорайоны Заводского, дачные посёлки и пригороды юго-западной части Саратовского района. В центре площади были
кольца пяти трамвайных маршрутов.
На площади в новый год ставили ёлку, а летом сюда приезжали различные аттракционы, зоопарки, мотоциклисты-каскадёры и прочие развлечения.
Сегодня площадь практически застроена новыми домами. На оставшейся части - кольцо трамвайных маршрутов №№2, 7 и 8, следующих в отдалённые части Заводского и конечная 15-го троллейбуса. Автобусные конечные сконцентрировались у стадиона "Волга".
В кассу за билетами на пригородные автобусы немаленькая очередь.
Здесь же можно было ознакомиться с расписанием как пригородных маршрутов, так и городских с отправлением от стадиона Волга.
Вот уже несколько лет расписаний здесь не висит, да и билеты не продают. Остаётся догадываться как бабушки узнают об изменениях в расписании. Ну а остановка мало изменилась. Прошло 8 лет, автобусы всё те же.
Теперь пройдём по трамвайной линии вдоль бывшего стадиона авиазавода "Волга" к площади Орджоникидзе. В стену стадионного помещения встроено что-то треугольное. Раньше это были ларьки. Потом часть парикмахерской.
Но больше нас на этой площади будет интересовать старая застройка - дома, построенные здесь ещё в "дохрущёвское" время. Прямо от трамвайной линии мы увидим вот этот манящий дворик.
Это огромный многосекционный дом по адресу "пл.Орджоникизде, 11", построенный ещё в довоенное время.
Он выполнен в виде буквы "Ш", прямая часть которого прилежит к автодороге, а в обратной части находятся дворики.
В списках объектов культурного наследия муниципального значения он обозначен, как "Дом жилой, 1947 г". Газета «Коммунист» от 22 ноября 1940 года информировала о сдаче первой очереди дома в эксплуатацию.
1940 год, пруды на площади Орджоникидзе и строящийся дом завода зуборезных станков
Есть свидетельства, что строительство началось ещё в 1936-м. На планах 1934 года его Ш-образные контуры уже присутствуют.
По информации Марии Салий, дом строился по частям: 1-я и 2-я секции (те, которые ближе к Дворцу культуры) были сданы в 1940 г., 3-я и 4-я - в 1941 г. Остальная часть достраивалась после войны.
Строился он как жилой дом завода зуборезных станков. Архитектор здания - Фудельман Валентин Леонидович. Дом был расширен и достроен, и уже не имеет ровных Ш-контуров, как раньше. Сейчас в доме 12 подъездов и две сотни квартир.
К сожалению, до наших времён дом дошёл не в самом лучшем состоянии.
Сквозные подъезды с полупортиками и осыпающиеся балконы.
Небольшой палисадник со стороны проезда.
Сам проезд ведёт к проспекту Энтузиастов, и во время регулярных пробок им пользуются автомобилисты и водители маршруток для объезда.
Если мы направимся по нему в другую сторону, то нас ждёт ряд других интересных довоенных построек.
Дом №10 1931 года постройки. Когда-то конструктивистские панорамные пролёты подъездов и остеклённые угловые окна были заложены кирпичом (?).
Вид со двора.
Сегодня дом уже расселён и представляет из себя печальную картину.
Стёкла выбиты, открыт всем ветрам.
В 2015 году таким он был внутри.
Будка видимо тоже с очень древних времён.
Формы здания под номером 10а тоже выдают конструктивизм.
Это здание, выстроенное авиазаводом для ГТС-44. В 1996 году было пристроено новое крыло.
Сегодня почты в здании нет, внутри шьют спецодежду.
О других общественных зданиях я поведаю в следующий раз.