Площадь Орджоникидзе

Sep 01, 2023 13:00


В далёком уже 2015 году я прогулялся по площади Орджоникидзе, пофотографировал расположенные на ней объекты. Я буду сравнивать те времена и сегодняшний день - лето 2023 года.





Для большинства людей как в советское время, так и сейчас, площадь Орджоникидзе ассоциируется с крупным пересадочным узлом Заводского района. До конца 1990-х по обе стороны площади начинались автобусные маршруты в различные микрорайоны Заводского, дачные посёлки и пригороды юго-западной части Саратовского района. В центре площади были кольца пяти трамвайных маршрутов.



На площади в новый год ставили ёлку, а летом сюда приезжали различные аттракционы, зоопарки, мотоциклисты-каскадёры и прочие развлечения.

Сегодня площадь практически застроена новыми домами. На оставшейся части - кольцо трамвайных маршрутов №№2, 7 и 8, следующих в отдалённые части Заводского и конечная 15-го троллейбуса. Автобусные конечные сконцентрировались у стадиона "Волга".



В кассу за билетами на пригородные автобусы немаленькая очередь.



Здесь же можно было ознакомиться с расписанием как пригородных маршрутов, так и городских с отправлением от стадиона Волга.



Вот уже несколько лет расписаний здесь не висит, да и билеты не продают. Остаётся догадываться как бабушки узнают об изменениях в расписании. Ну а остановка мало изменилась. Прошло 8 лет, автобусы всё те же.



Теперь пройдём по трамвайной линии вдоль бывшего стадиона авиазавода "Волга" к площади Орджоникидзе. В стену стадионного помещения встроено что-то треугольное. Раньше это были ларьки. Потом часть парикмахерской.



Но больше нас на этой площади будет интересовать старая застройка - дома, построенные здесь ещё в "дохрущёвское" время. Прямо от трамвайной линии мы увидим вот этот манящий дворик.



Это огромный многосекционный дом по адресу "пл.Орджоникизде, 11", построенный ещё в довоенное время.



Он выполнен в виде буквы "Ш", прямая часть которого прилежит к автодороге, а в обратной части находятся дворики.



В списках объектов культурного наследия муниципального значения он обозначен, как "Дом жилой, 1947 г". Газета «Коммунист» от 22 ноября 1940 года информировала о сдаче первой очереди дома в эксплуатацию.



1940 год, пруды на площади Орджоникидзе и строящийся дом завода зуборезных станков

Есть свидетельства, что строительство началось ещё в 1936-м. На планах 1934 года его Ш-образные контуры уже присутствуют.



По информации Марии Салий, дом строился по частям: 1-я и 2-я секции (те, которые ближе к Дворцу культуры) были сданы в 1940 г., 3-я и 4-я - в 1941 г. Остальная часть достраивалась после войны.



Строился он как жилой дом завода зуборезных станков. Архитектор здания - Фудельман Валентин Леонидович. Дом был расширен и достроен, и уже не имеет ровных Ш-контуров, как раньше. Сейчас в доме 12 подъездов и две сотни квартир.



К сожалению, до наших времён дом дошёл не в самом лучшем состоянии.



Сквозные подъезды с полупортиками и осыпающиеся балконы.



Небольшой палисадник со стороны проезда.



Сам проезд ведёт к проспекту Энтузиастов, и во время регулярных пробок им пользуются автомобилисты и водители маршруток для объезда.



Если мы направимся по нему в другую сторону, то нас ждёт ряд других интересных довоенных построек.



Дом №10 1931 года постройки. Когда-то конструктивистские панорамные пролёты подъездов и остеклённые угловые окна были заложены кирпичом (?).



Вид со двора.



Сегодня дом уже расселён и представляет из себя печальную картину.



Стёкла выбиты, открыт всем ветрам.



В 2015 году таким он был внутри.



Будка видимо тоже с очень древних времён.



Формы здания под номером 10а тоже выдают конструктивизм.



Это здание, выстроенное авиазаводом для ГТС-44. В 1996 году было пристроено новое крыло.



Сегодня почты в здании нет, внутри шьют спецодежду.



О других общественных зданиях я поведаю в следующий раз.

#Саратов, тогда и сейчас, транспорт, 1-й жилучасток, сталинский ампир, Орджоникидзе, конструктивизм, объект культурного наследия, лепнина, артефакты, интерьер, краеведение, автобусы

Previous post Next post
Up