Дом судремзавода. Архитектурный шедевр в удручающем состоянии

Dec 14, 2021 13:00

Сегодня мы с вами заглянем в региональный памятник - "Дом судоремонтного завода" 1956-57 гг постройки (Лермонтова, 31 / Соляная). Дом, проект которого в 1949-1951 годах разработал институт «Горпроект», где работал архитектор Эдуард Максимович Петрушко. Именно он участвовал в разработке внешнего облика набережной Космонавтов. Он же и жил в этом доме вместе со своей семьёй.

Сегодня дом является одной из самых красивых "сталинок" города и хорошо виден тем, кто впервые попадает в Саратов со стороны Речного вокзала. Ассиметричность появилась из-за того, что через 5 лет по Соляной к нему пристроили ещё один дом.




Начнём мы с места строительства. Второй дом водников на Лермонтова уже построен, а на месте дома Судремзавода пока стоят два одноэтажных здания.



А это фото 1960-х Германа Рассветова с построенным домом. Позади - тот же второй дом водников. Внизу в центральном помещении с момента сдачи долгое время работала центральная государственная трудовая сберегательная касса №6973.



После строительства дом стал архитектурной доминантой местности. Он был выше окружающих построек, возвышаясь над бывшими строениями "Красного городка".



После их сноса и до строительства "Словакии" он был самой шикарной новостройкой с видом на Волгу.



Строился он не без проблем. 1956 год. Газеты сообщают о срывах государственных сроков его ввода в эксплуатацию. Строительство велось силами Саратовского строительного отряда «Волгодонстроя». Отделка завершалась уже в 1957 году.



1957 год. Дом наконец построен и обратите внимание как красиво он был отделан изначально. Окрас здания был не однотонным.



Тот же ракурс сегодня.



После сдачи дома в нём поселились работники Судоремонтного завода. Жил в доме и директор судоремонтного завода Борис Карякин (стал директором до Великой Отечественной войны, а на пенсию ушёл в 70-е годы). При нём завод занимался не только судоремонтом, но и судостроением.

Семья архитектора Петрушко проживала не в самой помпезной квартире с видом на Волгу, что в мансарде, а на втором этаже, даже без балконов.



Жили в доме ректор консерватории Анатолий Скрипай и убитый в 1994 году начальник ПривЖД Юрий Циттель.

Изначально планировалось, что от угла этого дома линия застройки пойдёт к углу управления ПривЖД. Следующий вариант благоустройства, предложенный в 1960-е предусматривал полный снос исторической застройки улицы Московской до улицы Октябрьской. По правой стороне Московской строились 9-этажные дома-свечки, а левой стороной становилась улица Соляная. По центру - бульвар.

Но давайте теперь присмотримся к дому повнимательнее. В каком дом состоянии. В каком состоянии балконы, карнизы. Дом уже не выявленный ОКН, определены предметы охраны. Что мешает сделать проекты фонду капремонта?



Вот, например, отвалился приёмник воды у водопроводной трубы. Довольно часто это у нас случается. И пока управляющая компания ничего не делает, вода будет разрушать штукатурку, кладку, балконы. Разве для того, чтобы починить трубу нужна лицензия на реставрационные работы на памятниках? А вот за халатность по отношению к сохранению объекта культурного наследия можно было бы и оштрафовать.



А эти красивые когда-то балконы? Сегодня - угроза жизни прохожим, да и самим жителям, наверное, боязно на них появляться.



Бетонные балясины разрушаются. А конструктивные элементы балконов, напомню, опять же не личная забота жильцов, а общедомовое имущество. Работы по балконам входят в работы на фасаде здания.



Кстати балконы верхнего этажа отличаются дизайном ограждений.



Зайдём во двор. Тут дом неоштукатурен - распространённая практика экономии средств. Ещё с дореволюционных времён.



Особое внимание стоит обратить на дизайн придомовых подземных помещений. Они, как и у второго дома водников были выполнены из подручных средств. Иллюминаторы. Здесь была мастерская.



И самое время заглянуть в обширный подвал дома. А здесь лежат несколько оригинальных дверей подъездов! Посмотрите какая расстекловка была. Ну и окошко для кошек вырезали позднее.



Ещё, как и в любой хорошей сталинке того времени, тут имеется бомбоубежище со всем оборудованием. Точнее с тем, что от него осталось.



Самая интересная вещь - фундаменты, основа части которых камни!



Вы только посмотрите! Кто-то может объяснить как и почему так делали?



И, конечно, вы уже обратили внимание на мусор. Такое впечатление, что в подвал кидают всякий хлам. Почему подвал не чистят от хлама, часто опасного - отдельный вопрос.



Когда-то подвал был разделён на клетушки-погреба жителей, но сейчас этим давно никто не пользуется. Почему бы не выкинуть всё это на свалку?



А вот найден источник большой лужи. Из труб в подвале течёт!



А теперь пойдёмте в подъезды. Их тут два типа. Вот этот центральной угловой части побогаче - со ступенями в стиле терраццо.



В других - попроще, бетонные ступени. Везде изящные деревянный перила.



А что у нас над головой?



Правильно! Протечки.





Залезем на чердак, чтобы насладиться видами, открывающимися с верхних этажей этого дома. Но перед этим нам придётся насладиться дырками в кровле. Через них капает вода.



Стоящие тазики как бы намекают.



Вот такая борьба за сухость в квартире.



Правда не все смогли побороться. В одну из квартир крыша попросту рухнула во время каких-то работ на чердаке! К счастью, в комнате в тот момент никого не находилось. Сейчас в квартире никто не живёт. Съехали, потому что боятся, что обрушится на голову потолок в очередной комнате. Дыру временно заделали деревом, чтобы больше ничего не сыпалось с чердака.



А тут есть чему! Мусор, словно это не чердак дома а полигон строительных отходов.



Строительство "Словакии", а затем "Эры" сильно закрыло жителям вид на мост.



А это та самая мансарда, в которой, как оказалось, находится обычная небольшая квартира.



Обратная же панорама на этот дом открывается с только что созданного сквера Петра Первого. Все, кто будет находится в этом сквере, так же, как и все туристы, которые со стороны Речного вокзала поднимаются по Московской улице, проезжают туристическим маршрутом по улице Лермонтова сейчас лицезреют обваливающиеся балконы, осыпающийся фасад этого памятника архитектуры. Яркого памятника в стиле "сталинский ампир". А ведь дом этот - лицо города, встречающее туристов! И никто ничего не хочет делать!



Тему многоквартирных домов - памятников архитектуры я неоднократно озвучивал на заседаниях градозащитного совета и на последней встрече с Вячеславом Володиным. Председатель госдумы РФ обратил внимание на недостаточный контроль за сохранением объектов культурного наследия. И действительно: люди платят за текущий ремонт, за капремонт, но ни управляющая компания, ни фонд капремонта (сроки планируемого ремонта у этого дома по программе - 2019 год уже прошли) ничего не делают. Объект культурного наследия на самом видном месте продолжает разрушаться.

#Саратов, панорама, лестница, сталинский ампир, репортаж, архитектура, объект культурного наследия, Лермонтова, лепнина, интерьер, Соляная

Previous post Next post
Up