33 километра (наверное даже чуть больше) на трамвае преодолены. Проехали почти всеми маршрутами Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов. А всего проезд линиями 4 маршрутов и четыре выхода из вагона. 3,5 часа истории Заводского района, предприятий, посёлков и территорий, которые мы проезжали.
Сториз поездки можно посмотреть в разделе "Трамвайные" в актуальном
моего Инстаграма :)
Первая остановка после прохождения трассы 9-го маршрута - кольцо завода зуборезных станков. Оно было построено в 1950 году и здесь сохранился интереснейший артефакт Пролетарской линии.
Да, это деревянный столб с подвесом контактной сети. Сейчас уже не используется, но сохранился в первозданном виде.
Вот фотография 1958 года, когда такие стояли по всей линии. А линия после войны и её восстановления была здесь ещё однопутной.
Следующая остановка - парк имени Гагарина. Конечная 5 и 8 маршрутов.
В этом году парк сильно преобразился. К установленному в 2015 году на месте газона с пунктом полиции бюста Гагарину, добавился пруд с фонтаном.
Сейчас преображается и посадочная площадка трамвайного кольца. Но тут мы садимся в трамвай и едем уже маршрутом №5.
Когда-то по нему ходили двойники. Это самый последний построенный маршрут в Саратове. Открылся он в июле 1988 года. Для него был построен путепровод через железную дорогу.
1997 год
За путепроводом линии соединяется с линией 7-го маршрута по Азина.
3D-анаглиф: (
Как смотреть 3D-анаглиф?)
За 27-м кварталом начинается промзона. Здесь можно встретить такие уникальные строения, как советская бетонная остановка в виде запятой.
3D-анаглиф:
Или здание с лепниной, похожее на клуб сталинского времени, запрятанное за заборами. Может кто знает для чего оно строилось изначально?
Единственный сохранившийся в Саратове трамвайно-железнодорожный переезд в одном уровне. Водители говорят, что иногда пропускают тут тепловозы.
И вот конечная станция - площадь Советско-Чехословацкой дружбы.
В хорошие времена тут функционировал обгонный путь.
И работала диспетчерская. Сейчас её сдали под кафе.
Кстати, она в начале 2000-х являлась выявленным объектом культурного наследия. Сейчас весь комплекс зданий на площади Советско-Чехословацкой дружбы (7 зданий) был выведен из списка ОКН. И более того - вы не сможете на него посмотреть. Фотографировать здания тоже запрещают.
Но нам удалось договориться подойти к самому малоизвестному памятнику Ленину из-за его такой недоступности.
Очень редкий 43 маршрут автобуса. "Пл.Советско-Чехословацкой дружбы - дачи Нитрон". Его ни в 2GIS, ни в Яндексе уже нет. А он вдруг есть!
Возвращаемся в трамвай в сопровождении четырёх охранников, двух собак и двух кутят. Теперь трамваи едут только прямо. Вот уж чего не хватает современному трамваю - это тупиков, обгонных путей, перемычек, запасных колец. Практически все маршруты стали линейными, что снижает надёжность трамваев.
Далее мы проехали 7-м маршрутом Новый Южный, Южный, Северный, 4-й жилучасток, 2-й жилучасток и добрались площади Орджоникидзе. Здесь наиболее любопытные попали в работающую диспетчерскую трёх трамвайных маршрутов.
А затем возвращение 8-м маршрутом на кольцо девятки, а оттуда по 9-му маршруту снова в центр. Проездом мы ехали через Заводское трамвайное депо.
Открыто оно было в 1970 году.
А нашим водителем был, пожалуй, самый известный в интернет-пространстве трамвайщик, фанат транспорта, коллекционер и просто хороший человек Евгений Шибин.
А теперь весь путь нашего маршрута из кабины трамвая в 4К-таймлапсах. Разворачивайте видео на полный экран и ставьте максимальное качество.
1. От Мирного переулка до Комсомольского посёлка.
Click to view
2. От Комсомольского посёлка до Саратоворгсинтеза.
Click to view
3. От Саратоворгсинтеза до пл.Орджоникидзе.
Click to view
4. От пл.Орджоникидзе до Мирного переулка.
Click to view
Ну и самое главное - 31 октября 2021 года состоится повтор этой экскурсии. Анонс и запись на странице "
Экскурсии с Денисом Жабкиным". Можно ещё написать заявку (если вы не зарегистрированы на VK) на djhool@mail.ru
Выражаю благодарность МУПП "Саргорэлектротранс": генеральному директору Владимиру Павловичу Прохорову, заместителю директора Павлу Сергеевичу Кузнецову, директору Заводского трамвайного депо Елене Сергеевне Сазоновой, водителю трамвая Евгению Шибину.